Упреки России к сыну турецкого президента Эрдогана в том, что он причастен к контрабанде нефти, которую террористы ДАИШ («Исламское государство, – организация, запрещенная в РФ) переправляют из Сирии и в Турцию, достаточно серьезны, чтобы на них не обращать внимание: что-что явно преувеличено, но кое-что дает повод задуматься о том, что эти обвинения имеют под собой основания. Об этом пишет автор немецкого издания Handelsblatt Озан Демиркан.
Факты выглядят следующим образом: в конце ноября турецкая армия сбила российский боевой реактивный самолет, поскольку он якобы проник на несколько секунд в турецкое воздушное пространство. Но почему Турция реагировала так жестко на это? До сих пор это остается предметом жарких дебатов, пишет издание.
В конце прошлой недели турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил, что Турция имела в том числе цель защитить туркоманов, которые лояльны Турции и проживают на пограничных с Турцией территориях Сирии. По турецкой версии, до этого инцидента российский самолет атаковал туркоманов примерно на той же территории, где и был позже сбит. Российский президент Владимир Путин связывает уничтожение российского самолета с иными факторами: по его мнению, Турция, сбив российский самолет, тем самым защищала нефтяной бизнес третьего сына турецкого президента Билала Эрдогана. Если исходить из этой точки зрения, то Билал Эрдоган усматривал угрозу в том, что российские бомбардировщики методично уничтожали груженные цистернами с нефтью машины ДАИШ.
Это одна из многих теорий, которые объясняют инцидент со сбитым самолетом. И все же есть основания полагать, что эта теория не возникла на пустом месте. У 34-летний Билала, на первый взгляд, безупречная биография: он отец двоих сыновей, 2004 году получил степень магистра в Гарварде, затем некоторое время проходил практику во Всемирном банке, а также является членом правления фонда, который занимается строительством и обслуживанием студенческих общежитий.
В 2006 году, когда его отец уже давно был премьер-министром, Билал из США возвратился домой – якобы для того, как пишут СМИ, чтобы делать бизнес – он прикупил целый флот нефтяных танкеров. Для чего — широкой общественности пока это не очень понятно. Но известно, что Билал — один и трех равноправных владельцев транспортной компании BMZ Group.
В 2013 году Эрдоган-младший подозревался турецкой прокуратурой за отношение к «отмыву» коррупционных денег своего отца. Поводом стал разоблачительный материал, включавший фотографии и записи телефонных разговоров между Билалом и его отцом. Тогда Эрдоган-старший, который в то время был турецким премьером, приказал сыну «убрать из дома все деньги». Многие сочли записи подлинными, а другие, наоборот, выступили с критикой по поводу того, что беседа носит неестественный характер, и технически доказать ее подлинность довольно сложно.
Однако, пишет автор публикации, можно обнаружить некоторые неувязки, из-за которых падает тень на сына Эрдогана. Например, его фонд редко оплачивает земельные участки, на которых планирует построить общежития. К слову, бизнесмен Али Агаголы, также подозреваемый в коррупционных преступлениях, пожертвовал фонду земельный участок площадью 20 тыс квадратных метров. Многие предполагают, что взамен он получил государственные контракты, а также разрешение на собственные строительные проекты.
В начале 2014 года всплыла новая запись телефонных разговоров, где речь идет о платеже на сумму 10 млрд долларов. От кого придут деньги, не конкретизируется, но некоторые СМИ предположили, что речь идет о взятке за нефтепровод. Эрдоган-отец в результате заявил об «аморальном монтаже», объявив о проведении расследования и даже мести за «грязную фальсификацию». Но как бы там ни было, многие вопросы остались открытыми.
После нынешних российских обвинений в адрес семьи Эрдогана турецкий президент также заявил о том, что вовлечение его семьи в историю со сбитым военным самолетом России — это нечистоплотная история, которая не имеет никакого отношения к сути российских обвинений. Однако Россия использовала все средства для того, чтобы дискредитировать Анкару, отмечается в публикации.
«Дополнительные данные подтверждают, что нефть из месторождений, которые контролируются «Исламское государство», в промышленных масштабах поступает в Турцию», – заявили в Москве, утверждая, что российский самолет был сбит, чтобы «обеспечить безопасность этих нефтяных маршрутов».
Министр информации Сирии Омран аз-Зоуби в беседе с российскими СМИ ранее отметил, что транспортная фирма Билала BMZ торгует нефтью ДАИШ и зарабатывает миллионы. По словам министра, сын Эрдогана покупает у боевиков ДАИШ не только нефть, но и исторические ценности. Но помимо этих обвинений, появляются и другие.
Еще в августе прозвучало, что ИГ обязано своим богатством отчасти «семейному бизнесу» Эрдоганов. Так, сестра Билала Сумея руководит госпиталем близ границы с Сирией, где якобы лечатся раненые боевики ДАИШ. Согласно другим обвинениям, сын Эрдогана Билал перевозит ворованное «черное золото» из подконтрольных ДАИШ территорий Ирака в страны Азии водным путем. Часто сына Эрдогана называют «нефтяным министром» «Исламского государства». Ранее, в мае 2014 года, одна из турецких ежедневных газет опубликовала статью под заголовком «Что делают корабли Билала у побережья Сирии?»
Обвинения сына Эрдогана — это догадки или улики? Обвинения серьезные, однако явных доказательств нет, отмечает немецкое издание. До сих пор нет неопровержимых улик — например, не были обнародованы никакие договоры, ничего, что подтверждало бы, что сын Эрдогана вовлечен в такого рода преступные сделки.
Ранее Эрдоган-старший открыто заявил, что готов уйти в отставку, если действительно появятся неопровержимые доказательства участия его семьи в контрабанде нефтью. «Мы не столь бесчестны, чтобы покупать нефть у террористов», — заявил он, отметив, что «если будет доказано, что мы это делали, я подам в отставку».
Или Эрдоган абсолютно уверен в своей невиновности, или он и его сын дьявольски рискуют, пишет издание. :///