Цена на нефть как рычаг давления на “наитемнейших”

OPEC Neft Oil

Одна из главных жертв падения цены на нефть ниже 40 долларов за баррель — это ОПЕК, которой уже больше года не удается достичь сплоченности в своих рядах. Одни страны стремятся сохранить высокий уровень нефтедобычи, порождая избыточный спрос (лидер — Саудовская Аравия), другие, наоборот, кто призывает снизить добычу, чтобы поднять нефтяные котировки и снизить давление на бюджеты своих стран, пишет корреспондент итальянского издания Limes Федерико Петрони.

«Чтобы определить основных проигравших, среди которых в том числе Россия, Алжир, Нигерия и Венесуэла, нужно рассмотреть одновременно зависимость госказны от нефти и геополитический вес страны», – пишет он, отмечая, что в данном случае основные факторы – это доходы от продажи «черного золота», доля экспорта нефти и точка безубыточности.

То есть, главный фактор, указывает Петрони, – это цена на нефть, за которую нужно продавать баррель нефти, чтобы каждая страна могла выполнять бюджетные обязательства по расходам.

«В случае каждой из перечисленных стран, оказавшихся в проигрыше, есть геополитические факторы, которые осложняют стресс от сокращения доходов. Венесуэла, Алжир и в меньшей степени Нигерия могут столкнуться с увеличением числа протестных настроений и политической нестабильностью из-за неспособности обслуживать текущие расходы. Также может возникнуть дисбаланс, вызванный неравномерным распределением доходов», – отмечает автор публикации.

По его мнению, Россия оказалась в тисках между падением цен на нефть и санкциями, которые ввели против нее страны Запад из-за конфликта на Украине и усиления военной мощи России.

«Снижение дохода от продажи ресурсов наносит ущерб госказне. В этом же плане можно рассматривать и вмешательство в конфликт в Сирии, который, скорее всего, должен был рассчитан на короткий период (3-4 месяца), чтобы избежать дальнейшего давления на госбюджет», – пишет Петрони.

При этом он отмечает, что Иран не включен в список проигравших от снижения цены на нефть стран, хотя и имеет большую зависимость от продажи углеводородов. Объясняется это тем, что иранские месторождения могут оказаться прибыльными из-за снижения иностранных инвестиций там, где стоимость нефтедобычи гораздо выше — например, в проектах по добыче сланцевых углеводородов в США или Арктики.

Сегодня США – это связующее звено между победителями и проигравшими, считает автор статьи, поскольку добыча нетрадиционных сланцевых нефти и газа — символ стремления к энергонезависимости — обходится достаточно дорого и теряет всякий смысл при низких ценах на нефть. Однако, считает Петрони, в США отлично научились манипулировать ситуацией, используя сланцевую нефть для получения стратегической выгоды. А эта выгода становится в разы больше, если правильно извлекать дивиденды из проблем, с которыми сталкиваются некоторые противники США при низких ценах на углеводородное сырье. Прежде всего речь идет о России, но заодно можно можно сделать более податливыми или даже попросту сокрушить неугодные режимы, например, в Венесуэле, где низкие цены на нефть уже спровоцировали бунтарские настроения.

Даже лидер ОПЕК – Саудовская Аравия – в этой игре играет с огнем, хотя саудовцы и и накопил приличную финансовую подушку. Но Эр-Рияд по всем показателям весьма зависим от цен на нефть. Пока у саудовцев есть достаточная свобода действий (запасы иностранной валюты и доступ к финансовым рынкам), чтобы выдержать дефицит до 20% ВВП. Но вопрос в том — как долго продержатся низкие цены на нефть?

«Саудовцы, решившие не сокращать производство нефти, и обвиняемые в антироссийском и анти-иранском заговоре, на самом деле стремятся убрать с рынка некоторых конкурентов, заработав тем самым решающие торговые квоты (на продажу нефти – ред.). Однако для Эр-Рияда очень важно, чтобы эта игра не затянулась», – пишет Петрони.

По его мнению, обвал цен на нефть, несомненно, принес выгоду ее основным потребителям — Европе, а также еще в большей степени странам Азии — Индии, Китаю, Японии и Южной Корее. Именно эти страны в последние годы заметно увеличили импорт нефти из стран Персидского залива.

«Какой будет реакция этих государств, если регион, который является их основным источником поставок нефти, погрузится в хаос, в том числе из-за энергетического кризиса, — это совсем другая история», – резюмирует автор Limes.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.