Нефтяной век заканчивается: всем нефтяникам – самоликвидироваться?

Neft Oil 1

Многим нефтяным компаниям впору сделать харакири, считает корреспондент американского издания Project Syndicate Анатоль Калецки, по мнению которого цены на нефть будут долго колебаться в диапазоне 30-50 долларов за баррель, но в итоге все равно наступит коллапс нефтяного рынка.

Поэтому, чтобы не оказаться у разбитого корыта, когда дорогая нефть никому будет не нужна, крупнейшим западным нефтяным компаниям было бы правильно задуматься о структурной масштабной реорганизации или вообще подумать о самоликвидации, уверен автор публикации.

Что означает для потребителей энергоресурсов по всему миру нынешние низкие цены на нефть? А то, что у них появился дополнительный доход в размере свыше 2 трлн долларов, это практически неизбежно ускорит рост мировой экономики, так как основными заинтересованными лицами от перераспределения доходов станут семьи с низкими и средними доходами, которые расходуют все, что зарабатывают, считает Калецки.

«Безусловно, кто-то от этого сильно проиграет — в основном это правительства нефтедобывающих стран, которые готовы скорее исчерпать все валютные резервы и занимать средства на финансовых рынках пока возможно, чем сократить государственные расходы. Как бы там ни было, но именно так и любят поступать политики, особенно когда ведут войны, отстаивая геополитические интересы или сталкиваясь с народными протестами», – отмечается в статье.

Как отмечает Калецки, но далеко не все нефтепроизводители проиграют в равной степени, хотя одна группа действительно пострадает весьма заметно — это западные нефекомпании, которые в 2015 году объявили о снижении инвестиций примерно на 200 млрд долларов. Однако как ни странно, акционеры нефтяных компаний в обозримой перспективе, как отмечает автор статьи, могли бы существенно заработать даже в период дешевой нефти – пока не поздно.

«Но только при одном условии. Руководители крупнейших нефтегазовых компаний должны осознать новую экономическую реальность и прекратить маниакально тратить деньги на поиск новых нефтеместорождений, поскольку разведка и нефтедобыча ископаемого топлива происходит во все более сложных природных условиях. Так, 75 крупнейших нефтекомпаний мира все еще тратят каждый год 650 млрд долларов», – говорится в публикации.

По мнению автора статьи, на нормальном конкурентном рынке нефтяные цены должны устанавливаться в зависимости от себестоимости производства дополнительного барреля на самом дешевом нефтяном месторождении со свободными мощностями.

«Это означает, что все резервы в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, России и Центральной Азии должны быть полностью разработаны и истощены, прежде чем кто-нибудь всерьез подумает вести геологоразведку подо льдами Арктики, в глубинах Мексиканского залива или в сотнях миль от берегов Бразилии», – пишет Калецки.

Правда, отмечает он, так должно быть в идеале, но реалии жизни вносят свои коррективы и порой не вписываются в учебники по экономике, поскольку рано или поздно страны-потребители «черного золота» готовы платить премию за энергетическую безопасность – поэтому, дескать, цены на нефть в какой-то момент могут и вырасти.

Автор публикации отмечает такой факт, что ни ExxonMobil, ни Shell, ни BP не могут в нынешних условиях рассчитывать на успех в конкуренции с компаниями из Саудовской Аравии, Ирана и России. Он объясняет это тем, что у конкурентов есть эксклюзивный доступ к нефтегазовым запасам, который не требует применения сложных технологий, а нефть эти компании все еще могут добывать дедовским способом – при помощи обычной «качалки» родом из XIX века.

«Иран, например, заявляет о готовности добывать нефть с себестоимостью всего лишь 1 доллар за баррель. Добыча нефти на его легкодоступных запасах (вторых по размерам на Ближнем Востоке после Саудовской Аравии) может начаться очень быстро, как только будут сняты международные экономические санкции», – указывает автор статьи.

Он предлагает такую стратегию для западных нефтяных компаний: прекратить разведку нефти и активнее сосредоточиться на других заработках — сдавать, например, нефтедобывающим странам в аренду оборудование, геологические ноу-хау или новые технологии. Но самое главное для крупных западных компаний – максимально быстро распродать имеющиеся у них на балансе нефтяные запасы, а затем эти огромные средства побыстрее распределить между акционерами, причем сделать это нужно до того, как иссякнут многие нефтяные месторождения с низкой себестоимостью.

«Консорциум частных инвесторов может собрать 118 млрд долларов, необходимых для выкупа BP по текущей цене ее акций, и немедленно начать распродажу 10,5 млрд баррелей ее доказанных запасов, которые даже при нынешней «низкой» цене 36 долларов за баррель, стоят более 360 долларов млрд», – приводит пример Калецки.

Он объясняет, почему этого пока не случилось. По мнению Калецки, «почти с религиозным жаром руководители нефтяных компаний продолжают верить в неизбежность роста спроса и цен на нефть» и «разбазаривают деньги на поиск новых месторождений вместо того, чтобы максимизировать выплаты акционерам». Высвободившиеся средства он предлагает направить на производство чистой энергии.

«Почти нет сомнений, что финансовый доход от этих инвестиций будет существенно выше, чем от вложений в поиск нефти», – утверждает автор статьи.

Калецки утверждает также, что технологи нефтедобычи с каждым годом совершенствуются, а экологические требования — ужесточаться, поэтому ему представляется неизбежным, что большинство доказанных мировых запасов «черного золота» так и останутся там, где они находятся в настоящее время. А в ОПЕК, вполне вероятно, поняли, что Нефтяной век близок к завершению, резюмирует автор, предлагая западным нефтекомпаниям увидеть новую реальность, прекратив поиски нефти и заняться иным бизнесом — инновациями. Либо попросту самоликвидироваться – пока еще не поздно.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.