Бензин и дизельное топливо в России обречены на резкое подорожание

benzin

Новый год начался в России с резкого взлета акцизов на ряд товаров, в том числе на автомобильное горючее. Это значит, что бензин и дизельное топливо непременно подорожают, причем пик роста цен придется на самое начало 2016-го.

Правительство РФ провело очередную инфляционную процедуру под флагом борьбы за здоровье граждан. Дело в том, что хотя полный переход на экологический стандарт автомобильного топлива Евро-5 отложен до 1 июля, власти стремятся сделать его производство более выгодным. Поэтому разница в ставках акцизов на горючее 5-го класса и более вредное, предыдущего стандарта Евро-4, серьезно увеличена в пользу второго – с 1770 до 2970 рублей за тонну.

Тем не менее акциз на бензин Евро-5 сам по себе вырос весьма прилично – на 36,2% – с 5530 рублей за тонну в 2015 году до 7530 рублей. А на старый бензин, не соответствующий 5-му классу, он поднялся аж на 43,8% – с 7300 до 10 500 рублей за тонну. Таким образом, новая ставка акциза на топливо стандарта Евро-5 выше прошлогодней на более «грязное» горючее Евро-4.

Дифференциация косвенных налогов на дизельное топливо не предусмотрена. Ставка акциза на ДТ с 1 января 2016 года просто увеличена более чем на 1/5 (на 20,3%) до 4150 рублей за тонну.

Инфляционный эффект от этих мер усиливается тем, что ставки акцизов на автомобильное горючее в нашей стране фиксированные, то есть никак не зависят от его стоимости. Значит, надо просто смириться с тем, что правительство подняло розничные цены на бензин и дизельное топливо, не глядя на стоимость нефти. Ведь конечные плательщики акциза – сами потребители, оттого этот налог и называется косвенным.

Впрочем, будни в стране у большинства населения еще не начались, официальная статистика пока не выходила и истинный масштаб подорожания бензина россиянам еще только предстоит оценить и прочувствовать. Отметим только, что прежде других это сделают москвичи. Ведь мэр столицы Сергей Собянин в конце прошлого года распорядился запретить на московских АЗС продажу топлива стандарта ниже Евро-5 уже с 1 января.

По первым прикидкам становится ясно, что уже в самое ближайшее время бензин на заправках прибавит в цене от 5% (стандарт Евро-5) до 10% (Евро-4). Дизельное топливо должно подорожать примерно на 2% с небольшим. И произойдет это не в связи с объективными экономическими реалиями, а по мановению руки властей.

К слову, в США такая ситуация в принципе невозможна, так как там автомобильное горючее акцизом не облагается. Правительство справедливо полагает, что американцы и так платят достаточно высокий подоходный налог, чтобы еще доплачивать в казну за корм для своих железных коней.

Ничего подобного не происходит и в других крупных нефтедобывающих странах, которые сейчас испытывают серьезные бюджетные затруднения из-за низких цен на «черное золото». Скажем, Саудовская Аравия серьезно сокращает госрасходы и, в частности, решила отказаться от субсидирования цен на автомобильное топливо. Ожидается, что стоимость бензина из-за этого должна взлететь в полтора раза с нынешних 0,22-0,24 доллара за литр. У нас, отметим, она сейчас держится в районе 0,5 доллара за литр и скоро вырастет еще.

В то же время российское правительство можно понять. Средняя по стране стоимость автомобильного топлива в конце года немного снижалась, а в целом за 2015-й бензин подорожал на 5% с небольшим, что значительно ниже общего уровня прироста потребительских цен – 12,9%, по предварительным данным Росстата. Официальная статистика как бы дала властям право подлатать бюджет за счет владельцев авто.

Довершим картину еще парой мазков. С Нового года введен акциз еще на один вид горючего – средние дистилляты, включая судовое маловязкое топливо. Ставка на этот вид нефтепродуктов установлена в размере 4150 рублей за тонну – на уровне акциза на дизельное топливо для борьбы с его фальсификацией.

Повышена и ставка акциза на авиационный керосин -с 2300 до 3000 рублей за тонну, или на 30,4%. Ровно на столько же вырос акциз на бензол.

Снизилась с 1 января только ставка косвенного налога на прямогонный бензин – на 7% до 10,5 тыс. рублей за тонну – вровень с автомобильным бензином качеством ниже стандарта Евро-5.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

Больше на ТЭКНОБЛОГ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше