Европа может разочароваться в российской нефти Urals

urals

Россия рискует потерять солидную долю на нефтяном рынке Европы из-за снижение качества отечественной экспортной марки Urals, которое отмечается специалистами в последнее время. Одним из первых тревогу забил президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. В середине декабря ушедшего 2015-го он рассказал, что его постоянные покупатели из Венгрии и Финляндии написали письмо с просьбой обратить внимание на эту проблему, и пообещал обратиться за помощью в правительство РФ.

Действительно, по сообщениям западных источников, содержание серы в нефти, поставляемой в Европу по трубопроводу “Дружба” и через терминалы в Усть-Луге и Приморске, превысило 1,5%. Плотность возросла до 31 градуса по шкале Американского института нефти (API). Эти показатели не соответствуют значениям спецификации американского информагентства Platt’s для сорта Urals. Согласно этому документу, содержание серы должно составлять 1,3%, а плотность – иметь значение 32⁰ API (865 кг/кубометр).

Правда, у “Траснефти” стандарты чуть более либеральные: плотность – 30,4⁰ API (874 кг/кубометр), содержание серы – 1,8%. Однако существуют опасения, что за два-три ближайших года качество Urals опустится и ниже этой планки. В таком случае, скорее всего, европейские переработчики отдадут предпочтение альтернативным сортам нефти из других регионов. C российской нефтью в Европе конкурируют иракские сорта Basrah Light и Kirkuk, а после снятия санкций с Ирана в Старый Свет начнутся поставки нефти Iranian Light, технологические параметры которой сопоставимы с Urals.

Труба – нам друг и враг

Конечно, Саудовская Аравия, которая минувшей осенью попыталась откровенно демпинговать на европейском рынке, России вряд ли серьезный конкурент. Дело в том, что арабская легкая (сорт Arabian Light) не совсем подходит для НПЗ Европы, которые в большинстве технологически заточены под нашу Urals. К тому же одно дело – гнать нефть по трубе, и совсем другое – привозить ее в танкерах, что намного дольше и несколько дороже.

Труба – тот самый существующий со времен СЭВа и Варшавского договора нефтепровод «Дружба» – и есть главное конкурентное преимущество России в Европе. С другой стороны, она же – наша главная слабость. Ведь именно в этой трубе, проложенной в западном направлении, сибирская легкая смешивается с высокосернистыми сортами, добываемыми в Татарстане, Башкирии и прочем Предуралье.

Недаром Алекперов видит главную причину снижения качества нашей европейской марки в росте поставок на восток, по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). На рынки Азиатско-Тихоокеанского региона поступает все больше легкой малосернистой нефти – значит, в потоке, идущем в Европу, ее процент медленно, но верно падает. По предварительным оценкам, в ушедшем году экспорт в восточном направлении по системе “Транснефти” должен был впервые превысить 50 млн тонн, что составляет более 20% общего объема поставок отечественной нефти за рубеж (примерно 238 млн тонн).

Впрочем, проблема эта уже поднималась на самом высоком уровне. В декабре 2014 года “Транснефть” даже предложила решение: разделить экспортные потоки, построив отдельный трубопровод для экспорта высокосернистой российской нефти через балтийский терминал в Усть-Луге. Однако, против этой идеи выступили ряд нефтяных компаний, в частности “Татнефть” (один из главных производителей тяжелой нефти в России). В результате инициатива так и не нашла поддержки в правительстве.

Поберегите эталон!

Но не одна коварная труба виновата в ухудшении качества идущего на экспорт из РФ «черного золота». В последние годы стремительно меняется структура добычи в стране. Российские компании наращивают объемы производства преимущественно за счет добычи сернистой и высоковязкой нефти – это медицинский факт.

Кроме того, ряд компаний для повышения рентабельности и сокращения издержек стараются направлять на свои НПЗ легкое и малосернистое сырье, а низкокачественную нефть сливают в общую трубу “Транснефти”. Вот так и ухудшается качество Urals. Оттого и считают специалисты выход нашей «западной» смеси за рамки внутренних стандартов качества делом не самого отдаленного будущего.

Правительство уже озаботилось и этой проблемой. Была разработана целевая программа, которая должна стимулировать рост объемов переработки тяжелой нефти внутри России, чтобы повысить качество экспортной смеси. Скажем, проект ТАНЕКО в Татарстане предполагал строительство в Нижнекамске нефтехимического комплекса мощностью 14 млн тонн в год. Однако дело пока идет ни шатко ни валко. В 2015 году объем производства на заводе ТАНЕКО составил примерно 8,7 млн тонн, а глубина переработки не превысила 75%, хотя изначально планировалось выйти на уровень 98%.

Примеры можно приводить еще долго – в нашей марке от этого меньше серы не станет. И самое печальное, что это может серьезно понизить экспортную цену российской нефти. Хотя бы потому, что ухудшение качества Urals убьет в зародыше идею создания в России собственного биржевого эталона нефти. Ведь то, что товар, произведенный без соблюдения строгих стандартов качества, не может котироваться на бирже – аксиома.

Конечно, эталон будет создан и для Азии – таким должен стать сорт, названный по имени нашего восточного нефтепровода – ВСТО. Но при этом нельзя забывать, что Европа на данный момент (и еще на несколько десятилетий вперед) – самый стабильный рынок сбыта российского «черного золота». И поэтому прогрессирующую год от года болезнь марки Urals нельзя запускать. Необходимо лечить ее как можно скорее, дабы окончательно не разочаровать европейцев в российской нефти.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.