“Газпром”-2015: между молотом и наковальней

Gazpron Truba

В 2015 году “Газпром” продолжил битву за проекты, задуманные для доставки российского газа в Европу в обход Украины. Фортуна снова улыбнулась “Северному потоку”, в очередной раз показав несостоятельность южного маршрута. Итоги прошедшего года для компании анализирует Софья Дворник в статье, опубликованной РИА Новости.

Уходящий 2015 запомнится миру как год потрясений, конфликтов и потерь, а в летопись “Газпрома” он впишет новые главы в реализации старых проектов.

“Газпром” продолжил битву за проекты, задуманные для доставки российского газа в Европу в обход Украины. Фортуна снова улыбнулась “Северному потоку”, в очередной раз показав несостоятельность южного маршрута.

Киев же продолжает держать “Газпром” в своих крепких транзитных “объятиях”, несмотря на то, что в 2015 году дошел до абсолютного исторического минимума в закупках российского газа.

Оттенки черного

Восемь с половиной лет “Газпром” пытался предложить Европе доставку российского газа по южному маршруту в обход Украины по дну Черного моря — самый первый меморандум о реализации “Южного потока” был подписан в июне 2007 года. Проект претерпел огромное количество изменений — маршруты, объемы, страны-получатели — все переигрывалось несчетное количество раз.

В декабре 2014 года проект реинкарнировался в новой конфигурации под названием “Турецкий поток”. По последней задумке “Газпрома”, на дно Черного моря планировалось уложить четыре нитки газопровода мощностью по 15,75 миллиарда кубометров каждая. Газ первой нитки предназначался только для турецкого потребителя; остальной объем (47 миллиардов) планировалось довести до турецко-греческой границы.

Степень готовности к строительству черноморского маршрута была очень высокой. В середине 2015 года планировалось подписать с Турцией межправсоглашение, тогда же приступить к укладке труб в Черном море, а начать поставки первого газа — уже в декабре 2016 года.

Власти Турции 22 июня выдали разрешение на инженерные изыскания по проекту и уже через несколько дней трубоукладочное судно Castoro Sei итальянской компании Saipem стояло у берегов Анапы в ожидании команды начала строительства. Но что-то пошло не так и проект стал “таять” на глазах.

Однако в июле South Stream Transport (оператор строительства морской нитки сначала “Южного”, а затем “Турецкого потока”) сообщил о расторжении контракта с Saipem и Castoro Sei покинуло черноморские воды РФ.

Тогда же, в июле, “Газпром” приостановил работы по строительству новых объектов “Южного коридора” — газопровода на территории РФ, газ по которому должен был поступать в “Турецкий поток”. В октябре “Газпром” и вовсе признал, что считает реалистичным строительство только двух ниток газопровода по дну Черного моря.

На фоне всех этих проблем подписание простого межправсоглашения стало бы отличной новостью, но процесс затягивался — сначала из-за отсутствия твердых договоренностей “Газпрома” с турецкой Botas по скидке на российский газ, затем РФ ждала формирования нового правительства Турции.

Турецкое правительство было сформировано 24 ноября. В этот же день турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Президент РФ Владимир Путин назвал это “ударом в спину” со стороны пособников террористов и подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и о спецмерах в отношении Турции.

В соответствии с указом, в частности, была приостановлена работа межправкомиссии РФ и Турции по торгово-экономическому сотрудничеству, сопредседателями которой являются министры энергетики двух стран и в рамках которой обсуждались совместные энергопроекты, в том числе “Турецкий поток”.

После этого российская сторона признала, что переговоры по “Турецкому потоку” заморожены и, если проект нужен турецкой стороне, то она может обратиться к РФ с соответствующей просьбой. Однако президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что переговоры с РФ по проекту были приостановлены по инициативе турецкой стороны еще до кризиса в отношениях с РФ.

Или-или

Какие-либо подвижки по “Турецкому потоку” без нормализации политических отношений между Москвой и Анкарой невозможны, считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Кроме того, по его мнению, Европа не хотела бы видеть Турцию в качестве транзитера российского газа. Поэтому с договоренностями “Газпрома” по строительству “Северного потока-2” (экспортный газопровод из РФ по дну Балтийского моря) “Турецкий поток” автоматически потерял свою актуальность.

“Активизация “Северного потока-2” пришлась на момент перехода “Южного потока” в “Турецкий”. Видимо, странами Запада проект был воспринят как угроза. Одно дело заигрывать с Турцией как с транзитером газа из Азербайджана, и совсем другое дело — получить очень крупный транзитный канал, который контролирует Анкара. Более 40 млрд кубометров газа из РФ через Турцию существенно поменяло бы положение последней на мировой арене”, — рассуждает Гривач.

В перспективе возможна реализация только одной нитки “Турецкого потока” или вариант возвращения к первой нитке “Южного”, но только до Болгарии, считает Гривач.

На 2016 год остаются открытыми вопросы исполнения Россией и Турцией текущих контрактов на поставку газа в страну.

“На сегодняшний день поставки российского газа в Турцию осуществляются в рамках 9 долгосрочных контрактов общим объемом 30 млрд кубометров газа в год. Они содержат условие take-or-pay, определяющее минимально допустимый уровень отбора газа (в среднем около 80% годового контрактного объема). Это означает, что если Турция в одностороннем порядке пойдет на снижение закупок российского газа ниже уровня take-or-pay (около 24 млрд кубов), то за невыбранные в рамках контрактов объемы все равно придется платить”, — говорит старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова.

Кроме того, Белова напоминает, что за последние 5 лет потребление газа в Турции выросло почти на треть, и страна сейчас осуществляет почти 100% отбор газа по всем долгосрочным контрактам не только с РФ, но и Ираном, Азербайджаном Алжиром и Нигерией. “По нашим оценкам, при сохранении текущих темпов роста спроса на газ Турция может столкнуться с кратковременной нехваткой законтрактованных объемов газа уже в 2017-2018 годах. Поэтому возможное политически мотивированное снижение объемов закупки российского газа Турцией может привести к дефициту газа в стране”, — подчеркивает эксперт.

Новое начало

В июне 2015 года “Газпром” договорился с рядом европейских партнеров о строительстве нового газопровода из РФ в Европу по дну Балтийского моря. На фоне обострившихся отношений с ЕС — санкций, антимонопольного дела в отношении “Газпрома”, законодательных коллизий с загрузкой первых двух ниток “Северного потока” — это казалось практически невозможным. Но всего за полгода проект из меморандума о намерениях превратился во вполне осязаемую стройку.

Проект предполагает строительство двух дополнительных ниток газопровода “Северный поток” общей мощностью 55 млрд кубометров в год, что в сумме с “Северным потоком-1” увеличит возможности России по экспорту газа в Европу северным маршрутом до 110 млрд кубов в год.

“Газпрому” будет принадлежать 50% в совместной проектной компании Nord Stream 2 AG, которая займется реализацией нового проекта, нареченного “Северный поток-2”. Еще по 10% получат немецкие BASF и E.ON, французская Engie, австрийская OMV и англо-голландская Shell.

Третью и четвертую нитки “Северного потока” планируется ввести в эксплуатацию до конца 2019 года. Предварительная стоимость строительства морских ниток оценена в 9,9 млрд евро.

Целевыми рынками “Северного потока-2” станут, прежде всего, Германия, Франция, Италия, а также газовый хаб в Австрии — Баумгартен. По словам главы “Газпрома” Алексея Миллера, через Баумгартен газ “Северного потока-2” может поставляться и на рынок Юго-Восточной Европы, для которого и задумывался южный маршрут.

Для подачи газа в “Северный поток-2” на территории РФ планируется строительство газопроводов “Бованенково-Ухта-2”, “Ухта-Торжок-2”, “Починки-Грязовец-2”. Уже в конце октября президент РФ Владимир Путин дал старт строительству газопровода “Ухта-Торжок-2”, мощность которого составит 45 млрд кубометров в год.

Непротиворечие

У проекта расширения “Северного потока” сразу же появились ярые противники в лице Украины и дружественных ей стран ЕС. Так, премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил что строительство “Северного потока-2” является антиукраинским и антиевропейским проектом. Его целью, по мнению Яценюка, является желание России лишить Украину транзитных мощностей и около двух миллиардов долларов платы за транзит.

В конце ноября Литва, Латвия, Эстония, Польша, Венгрия, Румыния и Словакия направили в Брюссель письмо с критикой “Северного потока-2”. По их мнению, данный проект может усилить зависимость Европы от газа РФ, ослабить энергобезопасность Центральной Европы, а также привести к дальнейшей дестабилизации ситуации на Украине.

“Что касается деструктивной позиции ряда стран ЕС в отношении “Северного потока-2”, то и у первого потока в свое время возникали проблемы практически с тем же набором стран, что в итоге не помешало реализации проекта. “Северный поток-2″ не противоречит текущему законодательству ЕС, продвигается консорциумом европейских компаний, поэтому у нас есть все основания полагать, что, если в дело не вмешается большая политика, газопровод будет построен”, — считает Белова из VYGON Consulting.

Осенний поцелуй

Напряженная политическая ситуация в полной мере повлияла на газовые взаимоотношения РФ и Украины. По итогам 2015 года можно смело сказать, что “Газпром” потерял украинский рынок, и вряд ли в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему.

В уходящем году Украина побила антирекорд, закупив у России всего лишь 6,1 млрд кубометров газа. Еще в 2014 году этот показатель составлял 14,5 млрд. Пик закупок был в 2006 году — тогда Украина выбрала 59 млрд кубометров газа из РФ.

Одной из причин такого провала является сложное финансовое положение, в котором оказался Киев. Дело в том, что “Газпром” с 2014 года поставляет газ на Украину только по предоплате. Это условие, появившееся после того, как Украина задолжала РФ за газ более пяти миллиардов долларов, лишило Украину пространства для маневра с отбором газа и его оплатой.

В 2015 году “голубое топливо” из РФ грело украинских потребителей немногим больше семи месяцев — закупки были в январе-июне, а после — в период с 12 октября по 24 ноября. Осенняя закупка стала результатом договоренностей России, Украины и Еврокомиссии.

Так, 25 сентября РФ, Украина и ЕК парафировали так называемый “зимний газовый пакет”, уже второй по счету. В документе оговорена обязательная закупка “Нафтогазом” у “Газпрома” газа на кредитные 500 млн долларов, привлеченные с помощью ЕК. Украина даже перевыполнила это обязательство, перечислив России в общей сложности более 540 миллионов долларов.

В скором времени Киев ожидает получить еще 300 млн долларов от ЕБРР для закупки газа и 500 млн долларов от ВБ. С “Газпромом” же в настоящее время украинская компания ведет переговоры относительно условий закупок газа в I квартале 2016 года.

На этот раз “Газпром” запросил у “Нафтогаза” гарантийное письмо по объему закупок до конца марта. По информации источников РИА Новости, речь идет о 2-3 миллиардах кубометров газа в обмен на скидку к контрактной цене газа в 20 долларов. В результате цена российского газа для Украины в I квартале может составить около 210 долларов за тысячу кубов.

А есть А

“Очевидно, что закупки Украиной российского газа в будущем будут минимальны, но в преддверии следующей зимы снова придется пополнять ПХГ и снова нужно будет искать финансирование. Украине еще предстоит выплата кредита, который она брала под гарантии ЕК на эту зиму. Как правило, такие кредиты не долгосрочные — предполагается, что сейчас они взяли деньги на газ, закупили его, а возвращают вырученными от продажи средствами, то есть это своеобразное бридж-финансирование. Но вопрос — вернет ли Украина деньги, сможет ли она собрать их с потребителей”, — рассуждает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

В дополнение к существующим сложностям в 2015 году “Газпром” и “Нафтогаз” увязли в болоте взаимных претензий в Стокгольмском Арбитраже — их иски друг к другу на конец года составляли около 29 и 26 миллиардов долларов соответственно.

У компаний также появился дополнительный фактор неприятия в виде Донбасса. С февраля 2015 года “Газпром” начал поставки газа на юго-восток Украины после того, как “Нафтогаз” отказался делать это. “Газпром” считает, что эти поставки газа должен оплачивать Киев, однако последний с этим категорически не согласен. Российская сторона не исключала, что “счет за Донбасс” может быть также отправлен в Арбитраж Стокгольма.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.