Геополитические последствия от снижения нефтяных цен многообразны и непредсказуемы, пишет британское издание Guardian.
В геополитике нефтедобычи делать прогнозы всегда опасно и рискованно. Может, это и важно, но нефтяные цены — далеко не единственный фактор, определяющий ход событий. Но можно с большой долей уверенности говорить о том, что если произойдет серьезное падение цен на нефть, то обязательно случится крупная глобальная встряска. Посмотрите, как взлеты и падения нефтяных цен влияли на международные отношения и политические события последних четырех десятилетий.
Нефтяной шок 1970-х годов преобразил международный ландшафт, где особую значимость приобрел Ближний Восток. Когда в середине 80-х произошел обвал цен, рухнул Советский Союз, и его распад во многом объясняется снижением экспортных поступлений. Вторжение Саддама Хусейна в Ирак в 1990 году отчасти стало результатом его стремления к захвату новых земель в период нехватки финансовых средств. В Алжире, который также очень сильно зависит от нефтяных доходов, падение нефтяных цен ниже 10 долларов за баррель привело к победе исламистов, после чего произошел переворот, а затем началась гражданская война. По этой причине довольно трудно делать определенные выводы о том, кто в плане стратегии является победителем, а кто проигравшим. Конечно, либеральные демократии Запада выгадали от разрушения советского блока, однако трудно утверждать, что снижение нефтяных цен в арабском и мусульманском мире укрепило мир и стабильность.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что снижение мировых цен на нефть заметно ослабило надежды на продолжение роста и модернизации в развивающихся странах, а также на то, что они станут стойкими сторонниками стабильного мирового порядка. Слишком многие из них строили свои амбиции на высоких сырьевых ценах, которые сегодня перешли в состояние свободного падения. Как сказала на этой неделе глава МВФ Кристин Лагард, сейчас эти страны столкнулись с «новой реальностью», которая состоит в замедлении роста и в тревожной неопределенности. Например, Бразилия, еще недавно носившая звание лидера мирового юга, сегодня испытывает большие потрясения из-за проблем в экономике, которые еще больше усугубились по причине коррупционного скандала вокруг нефтяного гиганта Petrobras. Бразилия является демократическим государством, и нестабильность в этой стране является неприятной и нежеланной новостью. Низкие нефтяные цены также не пойдут на пользу новому правительству Нигерии, которая является лидером нефтедобычи в Африке. И это происходит в момент, когда джихадистские группировки распространяют свое влияние во всем этом регионе и за его пределами.
Но если падение нефтяных цен вредит странам, к которым Запад относится с теплотой, оно может также негативно отразиться на тех, кого он считает своими противниками. В России Владимир Путин, похоже, полон решимости возродить свою страну в качестве ведущей державы, осуществляя военные авантюры на европейском континенте и на Ближнем Востоке. Но сейчас ему укрожает все более сложное финансовое положение. Недавно Россия объявила о 10-процентном сокращении государственных расходов, и это явный признак перегрузки, вызванной международными санкциями и снижением нефтяных цен, больно бьющим по экономике, которая строится из расчета 100 долларов за баррель. Другие пострадавшие от падения нефтяных цен режимы могут обратиться к своим фондам национального благосостояния, чтобы компенсировать потери. Но эти средства не безграничны.
Венесуэла — это еще один пример взлетов и падений, которые иногда называют ресурсным проклятием. Речь идет о чрезмерной зависимости от нефти в ущерб модернизации и диверсификации. Проблемы боливарианской модели Венесуэлы породят последствия регионального масштаба, и не в последнюю очередь их ощутит Куба, которая давно уже пользуется венесуэльскими субсидиями, а сегодня открывает новую главу в отношениях с США.
Но геополитические последствия от снижения нефтяных цен острее всего ощущаются на Ближнем Востоке, и там они совершенно непредсказуемы. Для организовавшей такое ценовое падение Саудовской Аравии оно является ключевым фактором, способным ослабить ее регионального соперника Иран, который возвращается на экспортный нефтяной рынок. Однако низкие цены также создают внутренние проблемы для династий Персидского залива. Со временем это может привести к снижению агрессивности; но в ближайшей перспективе ценовое падение способно усилить воинственность попавших в беду режимов, которые стремятся отвлечь внимание от внутренних трудностей. Именно так может поступить Россия, да и реакция Китая в равной степени непредсказуема. Анализируя все эти факты, можно с полной определенностью сказать одно: слишком большие нефтяные доходы могут оказаться столь же пагубными, как и слишком маленькие. :///