Цены на нефть: пример Мексики – России наука

Neft Oil 1

Минфин РФ решил разработать долгосрочный план по защите бюджета России от падения цен на нефть. В текущем году будет разрабатываться и тестироваться набор инструментов защиты от возможных рисков недополучения средств в бюджет страны от продажи сырья, цены на которое снижаются уже второй год.

По словам замминистра финансов РФ Максима Орешкина, это работа на перспективу, поскольку «сырой» механизм никто запускать не будет. К тому же, то, что работает сегодня, завтра уже может дать сбой. Поэтому в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка должны быть выработаны достаточно жизнеспособные механизмы, которые позволят российским властям в перспективе проводить принципиально независимую экономическую политику, нервно не оглядываясь на цены на углеводородное сырье, поскольку поступления в бюджет от продажи нефти и газа составляют практически половину всех поступлений.

Нефтяные котировки, обвалившиеся ниже 30 долларов за баррель и так очень низкие, поэтому попытка защититься от дальнейшего падения цен на нефть, вероятно, не принесет значимого результата в краткосрочной перспективе. Еще недавно российские Минэкономразвития и Минфин предлагали только сокращение расходов. Механизм защиты от падения цен на нефть – это лишь одно из первых предложений по наращиванию доходной статьи российского бюджета. Но уже в среднесрочной перспективе это может принести свои положительные результаты, если принять во внимание тот факт, что в 2016 году, прогнозируют в Минфине, бюджет недополучит порядка 1 трлн рублей.

Так, Минфин планирует хеджировать российский бюджет от падения цен на «черное золото», применяя в своей практике различные финансовые инструменты, которые существуют на мировых рынках, и намерен создать для этих целей соответствующую техническую инфраструктуру. Но сработает ли эта структура успешно – и у кого она подсмотрена?

По мнению замглавы Минфина, в качестве положительного примера можно рассмотреть Мексику, которая успешно хеджирует свои риски от недополучения прибыли от падения цен на нефть. Эта страна еще в прошлом году застраховалась в консорциуме международных банков от падения цен на углеводородное сырье, прописав в контрактах среднюю цену барреля нефти 76,4 доллара. В реальности цены на нефть пошли далеко ниже — сегодня “черное золото” стоит дешевле 30 долларов за баррель. В итоге Мексика получила солидную страховую премию – 6,4 млрд долларов, хотя сам контракт обошелся ей всего в 773 млн долларов, то есть во много раз дешевле. В принципе, если бы цены пошли вверх, то Мексика в итоге проиграла, но этого не случилось. Поэтому при разработке схем хеджирования необходимо учитывать множество факторов. Тем не менее, рабочих механизмов не так уж и мало.

На самом деле многие сланцевые компании США также захеджировали свои риски с помощью всевозможных финансовых инструментов. Поэтому сегодня многие из них и чувствуют себя достаточно уверено в условиях, когда цены на нефть и газ буквально обваливаются к своим минимальным значениям за много лет.

Пример же Мексики, нефтяные доходы которой в 2015 году снизились на 40%, может быть полезен не только в плане нефтяного хеджирования, но и с точки зрения проведения структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и ухода от сырьевой зависимости. Так, Мексика нарастила квартальные темпы роста ВВП до 0,8% – да, скромно, но зато не в минусе.

Падение мексиканского песо хоть и случилось на 15% по отношению к американскому доллару, но это все-таки не крутое пике, как в России, – мексиканским монетарным властям не просто удалось удержать инфляцию в приемлемых рамках, но у них и получилось снизить темпы роста потребительских цен до 2,13%. Для развивающихся рынков такой показатель в условиях кризиса – довольно приличный показатель.

В настоящее время Мексика занимает 10 место в мире по объемам нефтедобычи, «черное золото» для страны все еще остается существенной статьей дохода. Из-за сокращения поступлений бюджет-2015 даже пришлось урезать на 8,5 млрд долларов, но по результатам прошлого года налоговые поступления, которые не связаны с энергосектором, увеличились на 28%. Получается, что Мексика все-таки сумела диверсифицировать свою экономику – причем сделала это не в словесных дуэлях экономистов всех мастей, а на практике, возможно, показывая России пример того, в каком направлении нужно двигаться. Безусловно, в России любят идти своим путем, с чем можно, в принципе, согласиться, но факт остается фактом — за три года зависимость бюджета Мексики от нефтяных поступлений сократилась более чем в два раза, что, согласитесь, очень даже неплохой показатель.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.