«Северный поток-2» – труба раздора между Германией и Польшей

Ujni Potok 1

Германия поддерживает спорный проект строительства газопровода «Северный поток-2», вызывая тем самым критику со стороны остальной Европы, пишет немецкое издание Die Zeit.

«Когда Зигмар Габриэль на прошлой неделе приехал с визитом в Варшаву, чтобы за чашкой кофе сгладить возникшие в отношениях (двух стран – ред.) противоречия, он столкнулся с возмущением принимающей стороны. Поляки выступают против планов строительства газопровода. Консорциум из российских, немецких и западноевропейских энергетических компаний планирует построить новые супер-трубопроводы. «Северный поток-2» должен идти в обход Украины, балтийских стран (не являются транзитерами газа в Европу – ред.) и Польши, и Варшаве это не по вкусу», – пишет издание, отмечая различные взгляды между Германией и Польшей по вопросу строительства газопровода “Северный поток-2”.

«Мы должны следить за тем, чтобы не возникло новых пропастей», – цитирует издание слова Габриэля.

Издание напоминает, что уже однажды между Германией и Польшей были разногласия из-за газопровода «Северный поток-1» 10 лет назад, но сегодня речь «идет не только о страхах поляков», так как многие европейские страны не понимают, почему немцы готовы поддержать российские проект.

По мнению автора публикации, «европейское единство уже пошатнулось в результате кризиса евро и массового наплыва беженцев», к тому же скоро нужно будет принимать решение о продление антироссийских санкций».

Далее идут обвинения российского президента Владимира Путина во вбивании клина между европейцами и опасения за Украину, которая «все еще борется за мир и экономическое процветание», а вице-канцлер Зигмар Габриэль, между тем, готов поддержать за крайне спорный проект «Северный поток», сетует издание.

«Как же Европе придерживаться единой позиции в отношении Москвы в такой ситуации?» – задается вопросом издание, указывая на то, что репутация Германии как ведущей державы Евросоюза может быть подпорчена.

Борьба за репутацию

«То, насколько взрывоопасен проект, можно было увидеть в декабре в Брюсселе. Главы стран ЕС обсуждали энергетическую политику, и премьер-министр Италии Маттео Ренци раскритиковал проект. Семь центрально- и восточно-европейских стран еще до встречи подали ноту протеста в Еврокомиссию. В конце концов, и председатель Евросовета, который, в общем-то, в виду своей должности, должен способствовать созданию равновесия, присоединился к стану критиков. Почему? С долей рынка в размере около 40% Россия является практически крупнейшим поставщиком газа ЕС. Около половины российского газа идет через Украину, которая зарабатывает ежегодно порядка 2 млрд евро на транзите газа. Этот источник дохода может исчезнуть, если большая часть российского газа пойдет через балтийский трубопровод. Основной аргумент критиков проекта «Северный поток-2» заключается в том, что Москва стремится еще больше дестабилизировать Украину и нашла в этом своем стремлении поддержку со стороны Германии», – пишет издание, тем не менее, отмечая, что хотя «Северный поток-2» пока существует лишь на бумаге, «Нафтогаз Украины» уже подал жалобу в Европейское энергетическое сообщество.

Также проект в ЕС критикуют и потому, что он якобы противоречит стратегическим целям Энергосоюза, которые были недавно закреплены Евросоюзом. Речь идет о диверсификации поставок энергоресурсов в Европу.

«Страны союза должны, в первую очередь, освободиться от энергетической зависимости от России, – пишет издание. – При реализации проекта «Северный поток-2» российский концерн «Газпром» увеличит свою долю на рынке в одной только Германии с 40 до 60%».

Между тем комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Мигель Ариас Каньете считает, что новые газопроводы и повысят зависимость от одного экспортера, и ограничат выбор самих транспортных путей, так как порядка 80% импорта «Газпрома» в перспективе уже нескольких лет могут пойти через Балтийское море. Именно по этой причине, считает Каньете, «Северный поток-2» никогда не станет проектом, который будет отвечать общеевропейским интересам.

«Критики предостаточно. Однако, как всегда бывает, когда в ЕС обсуждаются вопросы энергетики, речь идет и о национальных интересах, которые преподносят под прикрытием солидарности. Так, за свои транзитные платежи опасается не только Украина, но и Словакия, которая зарабатывает каждый год около 400 млн евро на транзите газа. Неудивительно в этой связи, что Фицо (премьер-министр Словакии) относится к ярым противникам проекта. Польша опасается, что потеряет свою ценность трубопровод «Ямал». Италия хотела бы построить сама трубопровод с «Газпромом»», – несколько злорадно указывается в статье, отмечая, что у российского проекта появляется все больше защитников.

Так, в Берлине соответствующим заявлением глава энергетического гиганта Wintershall Марио Мерен, который призвал отделять друг от друга мух от котлет – вопросы политики и экономики.

«Конечно, у нас в настоящее время непростые отношения с Россией», — цитируются в статье слова Мерена, по мнению которого газовые вопросы больше относятся к геологии, нежели к геополитике.

«Дочка» BASF, Wintershall, входит в возглавляемый «Газпромом» консорциум по реализации проекта, отмечает издание, указывая и на тот факт, что среди участников также и немецкая E.on, англо-голландская Shell, австрийская OMV и французская Engie.

«Мерен дает критикам отпор — при помощи новых трубопроводов энергетическая безопасность Европы повысится, большому количеству энергоисточников уже способствует конкуренция. Кроме того, настало время «разморозить» отношения с Россией», – пишет издание, напоминая, в частности, что еще не так давно, в 1990-е годы, многие говорили о «большой игре», когда США пытались смешивать политику и экономику, – отправить на мировые рынки нефть и газ из Каспийского моря.

Непредсказуемый украинский фактор

«Россия пыталась взять под контроль экспортные трубопроводы своих небольших конкурентов, соседних стран. Азербайджан, Казахстан и Туркменистан не должны были стать самостоятельными экспортерами на мировом рынке. Поэтому ни один трубопровод, проходящий через несколько стран, не является «чисто коммерческим проектом». Он требует огромных инвестиций, которые окупаются в долгосрочной перспективе, и затрагивает интересы сильных мира сего. Проект «Северный поток-1», запланированный Владимиром Путиным и Герхардом Шредером, вызвал в свое время резкую критику со стороны Польши и балтийских стран. Сегодня Шредер возглавляет комитет акционеров Nord Stream AG», – говорится в статье.

Но при помощи строительства газопровода «Северный поток-2» «Газпром» сможет освободиться от непредсказуемого украинского фактора, отмечает издание, указывая, что именно это и является политическим аспектом проекта.

Между тем Габриэль вернулся из своей недавней поездки в Москву с заверениями России в том, что она будет пользоваться услугами Украины по транзиту газа и после 2019 года, когда заканчивается российско-украинский транзитный газовый контракт.

«Если федеральное правительство сумеет «продать» европейцам российский проект с такими заверениями Москвы, оно фактически привяжет себя на многие годы к российской энергетической политике. А она, если вспомнить о сокращении газового потока в ходе кризиса 2014 года, непредсказуема. Неважно, кто выйдет победителем в конце войны трубопроводов, ясно уже одно — этот трубопровод будет иметь для немцев в Европе большую политическую цену», – резюмирует издание.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.