Российская нефтянка зря стонет – у зарубежных компаний дела еще хуже

Oil Neft Kachalka
Фото: oil-and-gas.regionaldirectory.us

Крупнейшие нефтегазовые компании мира сегодня терпят убытки из-за обвала нефтяных цен. Они массово сокращают персонал. У российских нефтяников и газовиков дела также идут не очень хорошо, но при расчетах в долларах они пока несколько лучше, чем у многих западных конкурентов, что объясняется российской налоговой системой, как бы ни жаловались на нее властям отечественные нефтяники.

Государство забирает порядка 60% от выручки компаний, поскольку экспортная пошлина в России и налог на добычу полезных ископаемых напрямую зависят от стоимости нефти. Например, если среднегодовая цена барреля «черного золота» составит 40 долларов в 2016 году, то экспортная пошлина будет 76 долларов за тонну. Тем не менее, несмотря на это, в условиях резкого снижения нефтяных котировок российский бюджет страдает в первую очередь, нефтяники меньше.

А вот в случае с нефтегазовыми компаниями Запада ситуация несколько другая.

Так, норвежская Statoil терпит убытки 4,36 млрд долларов, тогда как годом ранее она получила 2,57 млрд чистой прибыли. Норвежцы были вынуждены создать дополнительные резервы, поскольку многие активы обесценились на фоне снижения цен на углеводородное сырье.

В прошлом году цена барреля североамериканской нефти марки WTI снизилась с 52,7 доллара за баррель до 37 долларов. Еще годом ранее цена WTI была на уровне чуть ниже 100 долларов.

Примерно такая же ситуация и с нефтью марки Brent, которая в среднем в прошлом году стоила 55,38 доллара за баррель, а теперь этот показатель снизился до 36,6 за баррель, снизившись в цене на 34%. В начале 2014 года Brent стоила дороже 100 долларов за баррель, а если точнее, то 108 долларов.

В прошлом году выручка британо-нидерландской энергетического гиганта Royal Dutch Shell составила 265 млрд долларов, то есть цена обвалилась на 37%, а свободный денежный поток снизился на 34%, до 29,81 млрд долларов. А если сравнивать с 2014 годом, то чистая прибыль энергетического концерна уменьшилась на все без малого 90% — с 14,874 млрд долларов до 1,94 млрд долларов. Такого не было уже более 13 лет.

Shell сократила примерно 10 тыс работников, заявил недавно глава предприятия Бен ван Берден.

«Мы проводим существенные изменения в компании, реорганизуя наш upstream-бизнес (добыча – ред.), снижая затраты и капвложения, поскольку пытаемся переориентировать Shell и отреагировать на снижение цен на нефть», — сообщил Бен ван Берден.

Shell готова сохранить дивиденды на прежнем уровне — 1,88 доллара на акцию, но вынуждена была сократить капитальные вложения на 22,5%, что составляет ни много, ни мало 8,4 млрд долларов. В результате капвложения составили 28,9 млрд долларов. Ежедневная добыча Shell упала на 4% и составила 2,95 млн баррелей нефтяного эквивалента.

Ранее Bloomberg, основываясь на данных опроса экспертов, сообщило, что у лидеров российского ТЭКа пока убытков нет. Так ЛУКОЙЛ в 2015 году покажет, вероятно, прибыль 333,3 млрд рублей при выручке в 7,558 трлн рублей, что больше показателей 2014 года на 81,8, а 2015 – на 59,3%.

Чистая прибыль «Роснефти» за 2015 год увеличится на 36% по сравнению с позапрошлым годом и составит 476 млрд рублей при выручке в 5,7 трлн рублей. В 2014 году прибыль оказалась на уровне 350 млрд рублей при выручке в 5,5 трлн рублей.

Впрочем, старший аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев полагает, что на фоне девальвации рубля сравнивать финпоказатели в рублях некорректно, так как долларовая выручка оказалась существенно ниже.

Государство ищет новые источники для госкубышки

Как бы там ни было, но резкое снижение цен на нефть, которое продолжается без малого уже два года, привело к дефициту российского бюджета. Что заставило власти заморозить экспортную пошлину на нефть, которую ранее хотели снизить. Начался поиск новых источников наполнения казны – в том числе и в нефтегазовой области. Так, для дополнительных налоговых изъятий сегодня рассматривается возможность очередного повышения акцизов на топливо и изменение формулы НДПИ на нефть.

Минфин России недавно предложил сократить в формуле НДПИ вычет на нефть. Он формируется как издержки при добыче барреля «черного золота» вдвое: с 15 до 7,5 доллара, что может оказать сильное негативное влияние на экономические показатели российских нефтекомпаний.

Аналитик из “Уралсиба” Алексей Кокин полагает, что если новую формулу НДПИ примут, то компании начнут дополнительно отдавать государству 1,5-3,4 доллара за баррель.

“При цене в 30-35 долларов за баррель Brent компании в добывающем секторе могут получить EBITDA в диапазоне 10-15 долларов за баррель. И в этом году они уже из этих 10-15 за баррель должны отдать где-то 1,5 доллара, в следующем году – уже около 3,4 доллара. Конечно, если цена на нефть останется такой, как сейчас. Мы все-таки предполагаем, что в следующем году она будет уже в районе 50 долларов, тогда влияние будет меньше, но все равно около 10% от EBITDA там “отъестся” и в этом, и в следующем году”, – отметил Кокин, добавив, что, вероятно, сокращение вычета в формуле расчета НДПИ будет не таким сильным, а порядка до 9 долларов – так было до конца 2008 года.

Но сильнее всех изменение вычета в НДПИ ударит по компаниям-добытчикам, чья основная доля дохода приходится именно на сектор upstream.

“Под ударом больше находятся те компании, у которых более низкая доля переработки и основная часть дохода генерируется за счет добывающего сегмента, плюс те, у которых есть большая необходимость порезать капитальные затраты, но нет возможности это сделать. Я бы сказал, что это, в первую очередь, “Роснефть”, “Татнефть”, – поясняет аналитик БКС Кирилл Таченников.

По мнению аналитиков, в зоне риска находится многие российские компании – например, “Сургутнефтегаз” и «Роснефть».

Наличие у компаний долговых обязательств и льгот станет определяющим фактором: много льгот – меньше заметен эффект, большая задолженность окажет заметное влияние на показатели компании. В этом плане большие риски у “Роснефти”.

“В отличие от тех, у кого долговая нагрузка очень низкая, у той же “Роснефти”” она высокая. Для нее это, наверное, критичнее всего в данный момент”, – полагает Андрей Полищук из Райффайзенбанка, по мнению которого менее уязвимыми среди российских нефтекомпаний оказалась “Башнефть”.

Действительно, у компании наибольший объем налоговых льгот и квот по месторождениям. Похожая ситуация и у “Газпром нефти”.

“Для тех компаний, у кого наибольший объем налоговых льгот, наверное, это будет чуть-чуть помягче”, – делает прогноз Полищук, поясняя также, что и у ЛУКОЙЛа хоть и доля upstream в структуре выручки довольно высокая, но зато у компании и большая доля зарубежных операций.

По оценке аналитика, пока не будут затронуты нововведениями только НОВАТЭК и “Газпром” – для последнего объем изъятия средств из НДПИ на газ в 2016 году уже повысили на 100 млрд рублей.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.