Федеральная антимонопольная служба (ФАС), недовольная ростом стоимости авиационного керосина на фоне падения цен на нефть в прошлом году, отправила запросы в крупнейшие топливно-заправочные компании (ТЗК). Поставщикам горючего в российские аэропорты предстоит раскрыть ведомству способы формирования цен на авиатопливо и объяснить динамику этих цен. Об этом сообщила сегодня газета “Ведомости” со ссылкой на неназванного представителя ФАС.
Статистика свидетельствует об абсурдности происходящего на рынке авиационного горючего. Так, президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук рассказал изданию, что в прошлом году цены на керосин выросли в среднем в России на 5% до 35 тыс рублей за тонну, а в Московском авиационном узле – на 10% до 37 тыс. В абсолютных цифрах прирост составил примерно 1700-3400 рублей за тонну. В чем причина такого крутого взлета цен, непонятно никому.
«600 рублей роста сама ФАС объясняла увеличением акциза, еще 300 рублей могли дать налоги. Но откуда остальной рост?» – недоумевает Бойчук.
Стоимость керосина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с начала нынешнего года пока только снижалась, вчера к закрытию торгов тонна стоила 28 700 рублей. Ровно год назад за тонну на бирже давали 26 500 рублей, но потом котировки взлетели и почти до конца 2015-го оставались выше этого уровня, поднимаясь максимум до 38 тыс рублей.
«Цена авиатоплива с декабря 2015 года снижается. Рост был в прошлом году – в январе, из-за акциза, в летнее расписание. А с ноября цены начали падать», – рассказал о динамике стоимости керосина гендиректор авиакомпании I Fly Георгий Баутин.
Однако, по его словам, цены в российских аэропортах ведут себя совсем не так, как в европейских. Там за прошлый год стоимость тонны авиатоплива упала в полтора раза, а местами и вдвое. Факт несоответствия динамики наших внутренних цен на керосин мировым тенденциям подтвердили в авиакомпаниях S7 и «Вим-авиа». По данным Росавиации на середину января, в российских аэропортах стоимость тонны керосина колеблется от 32-33 тыс в самых «дешевых» аэропортах Томска, Омска, Ростова-на-Дону до 48 тыс рублей в Магадане.
По словам заместителя гендиректора S7 Дмитрия Куделькина, на топливо приходится примерно четверть затрат авиакомпаний. При этом с осени прошлого года керосин в Москве стал стоить дороже, чем в Роттердаме, а ведь речь идет о российском экспортном горючем. До этого начиная с 2013 года цена в столице России всегда была на 5–20 тыс рублей ниже, чем в продуктовом терминале крупнейшего порта Европы.
Гендиректор I Fly Баутин находит объяснение феномены в том, что за рубежом цена керосина в аэропорту привязана к биржевым котировкам, тогда как российские авиакомпании предпочитают покупать топливо по спотовым контрактам. Их большинство перевозчиков считает менее рискованными, чем долгосрочные договоры, привязанные, скажем, к ценовому индексу информагентства Platts. Ведь из-за колебаний курса рубля последний вариант может закончиться для покупателя серьезными убытками.
Так или иначе, ФАС предстоит выяснить особенности национального ценообразования в производстве авиационного топлива. Ведь во всем мире за прошлый год воздушные перевозчики получили более 30 млрд долларов дополнительной прибыли из-за падения цен на керосин и быстрого роста пассажиропотока, а у нас почему-то только банкротились и закрывали маршруты.
Собеседник «Ведомостей» в антимонопольном ведомстве сообщил, что ответ на свой запрос от поставщиков керосина ФАС ожидает получить в течение двух недель. Еще месяц служба будет анализировать полученную информацию. Если все получится, страшную тайну расчета цены на керосин мы все узнаем в начале апреля. :///