Цены на нефть: Саудовская Аравия немного просчиталась

Saudovskaya-araviya_dengi

Полтора года Саудовская Аравия пытается гнуть собственную линию на мировом рынке нефти, не учитывая даже интересы партнеров по ОПЕК. Однако уже стало понятно, что стратегия Саудовской Аравии, похоже, не оправдывается или оправдывается, но не такими быстрыми темпами, как на это рассчитывали в КСА.

Ранее всегда считалось та: ОПЕК, негласным лидером которой является Саудовская Аравия, делает все возможное для стабилизации рынка нефти, используя те рычаги воздействия, которые есть у картеля. Обычно «регулировка» проходила путем сокращения или увеличения нефтедобычи. В результате нефтяным ценам удавалось находиться на том уровне, который в той или иной степени устраивал как покупателей «черного золота», так и продавцов – импортеров и экспортеров. Продавцов, пожалуй, в большей степени.

Однако осенью 2014 года ОПЕК на своем очередном заседании под нажимом Саудовской Аравии отказалась сокращать квоты на добычу, несмотря на резкое снижение цен на нефть. Саудовцы, видимо, решили не искушать судьбу и не наступать на старые грабли: было принято решение не жертвовать долей рынка, путем снижения объемов добычи, как это уже случалось ранее, когда в результате Саудовская Аравия только теряла свою долю рынка. Ко всему прочему, осенью позапрошлого года в картеле, возможно, посчитали, что было бы неплохо хотя бы частично потеснить с рынка Россию (такой фокус уже раньше проходил), а заодно и американские сланцевые компании, которые слишком уж увлеклись своей сланцевой революцией, которая превратила США в одного из самых крупных нефтедобытчиков мира.

Можно предположить, что Саудовская Аравия также выполняла и политический заказ, который пришел из Америки, которую также не устраивала чрезмерная, как посчитали в Штатах, внешнеполитическая активность РФ, стремительно накачивающей «политические мускулы» благодаря своему нефтегазовому экспорту и высоким ценам на энергоносители. В какой-то степени и такой фокус раньше проходил — многие эксперты развал СССР отчасти связывают не только с предательством российских политических элит того времени, но и с нефтяным кризисом, когда цены на «черное золото» обвалились до 10 долларов за баррель. И почему бы не воспользоваться прежним опытом? Никакой конспирологии — всего лишь констатация факта.

Вполне вероятно, что, согласно современным задумкам саудовцев, нефтедобыча в мире должна была снизиться, а цены вырасти, однако что-то пошло не так. Цены на нефть серьезно обвалились, но вернуться к приемлемым уровням пока даже не обещают. Причем даже нет намека на это — да и основные мишени так и остались все еще не пораженными, тогда как экономическое положение самой Саудовской Аравии ухудшается довольно быстрыми темпами. Поэтому и пришлось договариваться с Россией, Катаром и Венесуэлой о заморозке добычи нефти, чтобы хоть как-то поддержать нефтяные котировки, которые никак не могут найти свое «дно». Возможно, что также пришло и понимание того, что мир как-то не так отреагировал на действия саудитов, совсем не так, как это задумывалось.

Итак, вполне вероятно, что Саудовская Аравия допустила несколько стратегических ошибок.

Первая – недооценила устойчивость сланцевых нефтедобытчиков в США, которые хоть и снизили добычу, но не так кардинально, как надеялись саудиты. Более того, многие из них сумели повысить эффективность работы и адаптироваться к низким ценам на нефть. Были сокращены бюджеты, персонал, а многие компании успели захеджировать риски при помощи различных финансовых биржевых инструментов и продавали нефть дорого до конца 2015 года. И, нужно отметить, неплохо себя чувствовали, продолжая наращивать добычу, повышая эффективность работы.

Вторая возможная ошибка Саудовской Аравии — это ее политика в ОПЕК, где саудиты считали себя непререкаемым авторитетом. Действительно, «главной скрипкой» ОПЕК всегда была именно Саудовская Аравия. Раньше саудовцы объявляли о сокращении добычи, другие члены картеля формально, конечно, поддерживая снижение квот, но фактически добычу не сокращали. Не делали этого и прямые конкуренты, добывающие столько, сколько получалось — к таким можно отнести, кстати, и Россию. Теперь Саудовская Аравия решила не надевать на себя шкуру барана для заклания, теряя долю на старых рынках, а, наоборот, было заявлено, что рынок сам во всем разберется и поставит все на свои места — слабые и неэффективные производители с него уйдут или, по крайней мере, значительно снизят добычу нефти.

В результате Саудовская Аравия стала откровенно игнорировать интересы других стран ОПЕК, например, Венесуэлы и Нигерии, что поставило картель на грань развала. Но в настоящее время Саудовская Аравия уже не может себе позволить дать слабину и отказаться от своей прежней позиции.

И наконец, еще одна ошибка Саудовской Аравии – недооценка экономических факторов при ценовых прогнозах на нефть, то есть саудиты, равно как и другие крупнейшие финансовые институты, почему-то проигнорировали целый ряд факторов, которые влияют на уровень нефтедобычи. Основной используемый показатель – это фискальная рентабельность добычи, то есть тот уровень цен, при котором бюджет той или иной страны-производителя нефти будет сбалансированным.

Когда цены снижаются ниже этого уровня, то дефицит бюджета придется компенсировать из других источников, которых может и не оказаться. Однако Саудовская Аравия сохранила жесткую привязку своей валюты к доллару США, что еще больше усугубляет ситуацию, не оставляя экономике страны никакого маневра действий. Россия, например, поступила иначе – отпустила рубль в свободное плавание, в результате чего при ослаблении курса рубля и снижении цен на нефть удается хотя бы частично компенсировать доходы, а дефицит бюджета оказывается не катастрофичным. Саудовцы решили оставить жесткую корреляцию с долларом. К тому же, сегодня у Саудовской Аравии куда больше социальных обязательств перед собственным населением, чем это было раньше. Причем это население существенно выросло за последнее время.

Саудовская Аравия же столкнулась с жестким сокращением доходов: только в 2015 году для балансировки бюджета было потрачено примерно 100 млрд долларов. Если так дело пойдет и дальше, то долларовая «подушка» окажется пустой уже через несколько лет, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что она гораздо толще, чем у многих других сырьевых стран, включая Россию. Но у РФ есть другие источники пополнения госказны, а у КСА их куда меньше, хотя, в принципе, больше возможностей получения финпомощи от «друзей и партнеров». Для России эта калитка сегодня, когда действуют санкции, практически закрыта.

Поэтому и возникла на первый взгляд достаточно парадоксальная ситуация: оказалось, что снижать добычу нефти никому стало невыгодно, кроме самой Саудовской Аравии. Однако у саудитов осталось еще около 600 млрд долларов резервов, но остались и старые конкуренты — Россия, которая активно отбирает долю рынка в Китае, а также США, которые существенно снизили импорт саудовской нефти и очень быстро могут начать наращивать добычу «черного золота», если цены вдруг достигнут приемлемого уровня. Учитывая, что в США снято эмбарго на экспорт нефти, то можно предположить, что это лишь еще больше усугубит ситуацию. Для саудовцев снижать добычу сейчас можно считать самоубийством – поэтому власти Королевства Саудовской Аравии, скорее всего, предпочтут рискнуть и продолжат свою прежнюю линию по выдавливанию конкурентов. Вдруг все-таки получится?  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.