“Транзитный роман” Эрдогана с Иракским Курдистаном близок к завершению

Erdogan

В СМИ уже немало появилось информации об очень сложном положении, в котором сегодня оказалась Турция на фоне нарастающего внутриполитического кризиса.

В условиях регресса социального и экономического развития страны заметно усилились сложности в отношениях даже с такими традиционными и влиятельными союзниками, как США.

Сильно осложнилась ситуация и с Ираном, точнее с Иракским Курдистаном, где «партнер» Эрдогана по экспорту нефти Масуд Барзани, стал сомневаться в перспективах выбранного Анкарой курса – как внутриполитического, так и внешнеполитического. Барзани был вынужден переориентироваться на диалог с официальным Багдадом, хотя еще совсем недавно “дружба” двух лидеров казалась довольно прочной, хотя и несколько странноватой. Это при том, что у Эрдогана весьма специфическое отношение ко всем курдам – не только к тем, которые проживают непосредственно на территории Турции.

Еще недавно Эрдоган не только встречаться с Барзани, но и произносить вслух страшные для турецкого уха слова о будущем Курдистана и дружбе турок и курдов, хотя такие действия объяснялись вовсе не миролюбием турецкого лидера, а скорее общим интересом Барзани и Эрдогана. Оба они были заинтересованы в транзите курдской нефти, добываемой в Киркуке, в Юрмуталик и далее через территорию Турции на Запад. Также Барзани обещал Эрдогану не поддерживать курдов в Сирии, которые стремятся к созданию автономии на границе с Турцией.

Но сегодняшняя жесткая антикурдская политика турецкого лидера делает невозможным развитие отношений Турции с Иракским Курдистаном. С 2009 года, когда Анкара одобрила инвестиции в экономику и разрешила экспорт Курдистана, многое изменилось. Похоже, любезностям, основанным на поставках нефти по демпинговым ценам, приходит конец, а изменение обстановки на международном нефтяном рынке, где цены на «черное золото» резко пошли вниз, а также ограничение транзита через территорию Сирии фактически лишили эту дружбу прочного фундамента.

Тут еще не важную роль здесь сыграли и опасения Эрдогана: он, несмотря на договоренность с Барзани, который, по сути, предал интересы курдов, опасается, что стремление Иракского Курдистана к автономии может стимулировать процессы автономизации в самой Турции и в Сирии, где этот процесс идет полным ходом.

Об изменениях в отношениях не в пользу Анкары говорят и недавние заявления Барзани о желании наладить экспорт нефти через Басру на тех условиях, которые предложит официальный Багдад, дав таким образом понять туркам, что в нынешних обстоятельствах не считает канал поставки нефти через территорию Турции достаточно надежным для продолжения его использования.

Этот немного специфичный, но дававший Эрдогану хорошую финансовую выгоду союз с Барзани действительно близок к завершению, так как лидер Иракского Курдистана сам в настоящее время оказался в весьма сложной ситуации. Экономика автономии трещит по швам, так как бюджет Иранского Курдистана фактически дефолтный. Поэтому Барзани, весьма вероятно, делает ставку на официальный Багдад в надежде на то, что тот поможет ему справиться с финансовыми трудностями и даже укрепить пошатнувшуюся власть.

Турецкий же лидер сильно рискует не только личными финансами, так как он и его клан зарабатывали немалые деньги на транзите нефти Иракского Курдистана, но и потерей  связей с одной единственной лояльной ему курдской автономией, которая имеет большое влияние на Ближнем Востоке.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.