ЛУКОЙЛ станет первой из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), кто полностью завершит модернизацию своих НПЗ. Согласно намеченному плану, это произойдет к середине текущего года. Об этом сообщил президент нефтяной компании Вагит Алекперов на встрече с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым.
Помимо прочего это означает, что ЛУКОЙЛ станет флагманом процесса перехода отечественной нефтепеработки на выпуск моторного топлива экологического стандарта “Евро-5”. Напомним, что ранее планировалось с 1 января 2016 года запретить во всех странах Таможенного союза (Россия, Белоруссия и Казахстан) оборот автомобильного горючего качеством ниже 5-го экологического класса. Однако не все компании смогли провести модернизацию своих заводов, и, чтобы не допустить дефицит топлива на рынке правительство РФ приняло решение отложить введение запрета до 1 июля, а возможно, и до конца нынешнего года.
Алекперов, в частности, рассказал премьеру во время рабочей встречи, что почти закончена модернизация на принадлежащем ЛУКОЙЛу Волгоградском НПЗ, который был построен еще в 1957 году. Там готовится к запуску уникальная установка гидрокрекинга, которая позволит свести к нулю выпуск темных нефтепродуктов – вакуумного газойля и мазута, чья доля в продукции завода сейчас превышает 25%. Соответственно, значительно увеличится после запуска установки выход светлых нефтепродуктов, прежде всего дизельного топлива как раз стандарта “Евро-5”.
Президент ЛУКОЙЛа рассказал, что продукция Волгоградского НПЗ будет реализовываться в Южном федеральном округе и экспортироваться в страны Средиземноморья. Для поставок дизельного топлива за рубеж “Транснефть” полным ходом ведет строительство продуктопровода “Юг”, который соединит завод в Волгограде с новороссийским морским портом. Первую очередь трубопровода пропускной способностью 8,7 млн тонн в год планируется ввести в строй в 2018 году.
После завершения модернизации Волгоградского НПЗ, глубина переработки на нем приблизится к 100%. Максимальный показатель до этого был достигнут на Пермском НПЗ, который также входит в группу ЛУКОЙЛ. Благодаря этому, средняя глубина переработки на российских предприятиях этой компании станет выше, чем у других ВИНК, и значительно выше средней по стране (по данным Минэнерго, в 2015 году она составила 74,2%).
Успешно ведет работы ЛУКОЙЛ и на своих зарубежных НПЗ. Например, завод в болгарском Бургасе, как и намечалось, через две недели – 1 апреля – выйдет из планово-предупредительного ремонта. Между прочим, речь идет о крупнейшем на Балканах нефтеперерабатывающем предприятии, в состав которого также входят нефтехимический комплекс и завод полимеров. Проектная мощность НПЗ – 9,8 млн тонн в год.
Увы, похвастать такими же успехами могут далеко не все нефтеперерабатывающие предприятия России. О существующих у ряда НПЗ проблемах с вводом в эксплуатацию установок вторичной переработки нефти рассказал на этой неделе Глава Ростехнадзора Алексей Алешин. В перечень отстающих попали и заводы “Роснефти”.
“Такие проблемы существуют на заводах компании “Роснефть” и на независимых нефтеперерабатывающих заводах – “ТАИФ НК”, “Марийский НПЗ”, “Новошахтинский ЗНП” и “Афипский НПЗ””, – уточнил Алешин.
Ситуация и вправду тревожная. Напомни, что “Роснефть” владеет 10 крупными НПЗ. Компании также принадлежит 50% завода “Славнефть – ЯНОС”. В прошлом году на эти НПЗ поступило свыше 84 млн т нефти – около 29% от совоскупного объема сырья, направленного на нефтепереработку в РФ. Так что пробуксовка с модернизацией этих заводов действительно грозит дефицитом топлива 5-го класса на рынке.
Слышать это из уст главы федерального ведомства тем более удивительно, что госкомпания в декабре 2015-го официально сообщила о переводе всех своих НПЗ на производство бензина и дизельного топлива стандарта “Евро-5”. Кроме того, как только в прошлом году речь заходила о переносе сроков запрета на оборот в России топлива “Евро-4”, “Роснефть” уверяла, что она тут ни при чем и к правительству с такой просьбой не обращалась.
“К настоящему моменту в эксплуатацию введены 52 установки вторичной переработки нефти, предусмотренные четырехсторонними соглашениями (между нефтяными ВИНК, ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом о строительстве и реконструкции НПЗ для выпуска моторного топлива высокого экологического класса – ред.). Строительство и реконструкция еще 17 установок, из которых две должны были быть введены в 2014 году, а 15 – в 2015 году, не завершены”, – констатировал Алешин.
Срыв четырехсторонних соглашений может в очередной раз отложить на более поздний срок переход на моторное топливо стандарта Евро-5 и значительно затормозить процесс модернизации российской нефтепереработки. :///