Центральный банк (ЦБ) отныне рассматривает только базовый и рисковый сценарии развития российской экономики в ближайшие три года. Оптимистичный вариант регулятор финансового рынка рассматривать отказался. С таким заявлением выступила Эльвира Набиуллина, председатель Банка России, предваряя появление его нового доклада о денежно-кредитной политике.
Разумеется, в своих вариантах прогноза экономисты ЦБ пляшут от цен на нефть.
“Банк России пересмотрел вниз траекторию изменения цены на нефть, закладываемую в базовый сценарий макроэкономического прогноза. Предполагается, что среднегодовая цена на нефть марки Urals сложится на уровне около 30 долларов за баррель в 2016 году, около 35 долларов за баррель в 2017 году и около 40 долларов за баррель в 2018 году”, – говорится в докладе.
Рисковый сценарий Банка России предполагает цену на нефть в 25 долларов за баррель в течение всего трехлетнего периода. Но, по словам Набиуллиной, сам регулятор считает такой вариант маловероятным.
Слегка ухудшил ЦБ по сравнению с предыдущим разом и оценки динамики основных макроэкономических показателей. В обновленном докладе говорится, что спад ВВП России в годовом выражении в первом квартале 2016 года составит 1,7-2,5% (в прежнем базовом сценарии было 1-2%), а во втором квартале замедлится до 0,3-1,8%. В целом Банк России ожидает восстановления экономической активности в 2017-2018 годах по мере постепенного повышения цен на нефть, улучшения деловых настроений, смягчения денежно-кредитных условий и снижения долговой нагрузки.
“Квартальный темп прироста ВВП станет положительным в конце 2016 – начале 2017 года, а годовой – в 2018 году”, – прогнозируют аналитики ЦБ.
Что касается 2016 года в целом, то регулятор ожидает снижения ВВП на 1,3-1,5%. По итогам 2017-го прирост ВВП РФ будет в диапазоне от -0,5% до +0,5%, оценили эксперты Банка России.
Единственное, что улучшил ЦБ в обновленном прогнозе, так это ожидания размера оттока капиталов в 2016 году – в базовом сценарии оценка уменьшена с 53 млрд до 40 млрд долларов. Однако в 2017 году отток, по прогнозу Банка России, вырастет.
Однако, как заявила Набиуллина на вчерашней пресс-конференции, выход экономики РФ на положительные темпы рост, а инфляции – на целевой уровень в 4% – в течение трех лет гарантирован при всех сценариях развития.
Время смягчения еще не пришло
Накануне, напомним, ЦБ оставил ключевую ставку на прежнем уровне 11% годовых. Такое решение принято уже на пятом заседании регулятора подряд.
В пресс-релизе Банка России отмечено, что несмотря на некоторую стабилизацию на финансовых и товарных рынках и замедление роста потребительских цен, инфляционные риски – по-прежнему высокие. В первую очередь они связаны с подверженной резким скачкам конъюнктурой нефтяного рынка и неопределенностью отдельных параметров федерального бюджета-2016.
“Для достижения цели по инфляции Банк России может проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику в течение более продолжительного времени, чем предполагалось ранее”, – сказано в пресс-релизе ЦБ.
“Почему мы приняли такое решение? Да, действительно, в феврале – начале марта внешние условия, ситуация в российской экономике и на финансовых рынках улучшилась. Цены на нефть подросли, инфляция снизилась, спад в экономике замедлился, рубль укрепился. <…> Однако по-прежнему сохраняется высокая неопределенность относительно дальнейшей динамики цен на нефть, других внешних условий, а также устойчивости наблюдаемых в последнее время положительных тенденций в российской экономике”, – сказал Набиуллина на пресс-конференции.
Однако многие эксперты вне стен ЦБ считают, что корень такого решения зарыт именно в бюджете на 2016 год, который сверстан с весьма приличным дефицитом. Так, министр финансов Антон Силуанов говорит, что высокий дефицит является фактором создания в стране избытка ликвидности, вследствие которого регулятор может быть вынужден пойти на повышение ключевой ставки. Напротив, решение проблемы сбалансированности бюджета, по словам главы Минфина, позволит ЦБ снижать ставку.
“Тон остается достаточно “ястребиный”, то есть жесткий. Главный фокус в этот раз сместился в сторону бюджетной политики. И даже несмотря на то, что инфляция замедляется, а рубль за прошедшее время – полтора месяца – укрепляется, ЦБ занял такую выжидательную позицию. Поскольку существуют риски того, что более широкий дефицит будет финансироваться через резервы и это будет основной поставщик ликвидности на рынок”, – считает ведущий аналитик Нордеа-банка Дмитрий Савченко.
Тем не менее тот же эксперт уверен, что до конца года у ЦБ еще появится возможность снизить ключевую ставку на 0,5-1 процентный пункт (50-100 базисных пунктов). Ведь инфляция, по мнению Савченко, неизбежно будет замедляться.
Некоторые аналитики, как, скажем, главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик ожидает снижения ставки на 50 базисных пунктов уже на следующем заседании совета директоров ЦБ 29 апреля. А эксперты финансовой группы ING прогнозируют, что ставка будет снижена к концу текущего года до 9%.
Видит основания для уменьшения ключевой ставки и Минэкономразвития РФ. На неделе глава МЭР Алексей Улюкаев отмечал, что видит большой простор для такого маневра, и его граница может пролегать ниже 10%.
Главный аналитик Альфа-банка Наталия Орлова, напротив, не ждет от ЦБ “мягких” решений.
“Судя по комментарию ЦБ, мы не ожидаем понижения ставки на следующем заседании совета директоров 29 апреля и считаем, что, исходя из позиции ЦБ, вероятность сохранения ставки на уровне 11% в течение всего этого года остается высокой”, – сказал Орлова. :///