Украинский премьер-министр Арсений Яценюк перед уходом решил запомниться рядом ярких заявлений. Он неожиданно обнаружил, что Киев до сих пор не ввел запрет на ключевой импортный товар из России – нефтепродукты. Если идеи Яценюка воплотятся в жизнь, то пострадают только жители Украины, которые будут вынуждены переплачивать за бензин.
Глава украинского правительства Арсений Яценюк заявил, что считает необходимым запретить закупку нефтепродуктов у России. Он поручил министерству экономики Украины подготовить соответствующие документы к пятнице.
«Поручение, которое я даю министерству экономического развития и торговому представителю Украины: мы ввели ряд санкций против РФ, но один из ключевых элементов – это закупка нефтепродуктов в РФ – почему-то не попал в санкционный список. Поэтому я прошу министерство экономики наработать механизм запрета на покупку нефтепродуктов в стране-агрессоре, которым является Российская Федерация, и на пятницу, чтобы мы вынесли это решение на внеочередное заседание правительства», – сказал премьер-министр.
По итогам 2015 года почти половина всего объема импорта нефтепродуктов на Украину пришлась на Белоруссию – 1,733 млрд долларов. Россия на втором месте с рыночной долей 21,9%, импорт топлива составил 0,845 млрд долларов, на третьем Литва – 0,414 млрд долларов (доля 10,7%). Причем в первом квартале Украина импортировала нефтепродукты из Белоруссии, Литвы, Греции и других стран. Но России в этом списке уже не было.
Дело в том, что с октября прошлого года с украинского рынка ушли российские поставщики нефтепродуктов, в том числе дизтоплива. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ запретила его поставки на Украину во избежание попадания украинской армии из-за военных действий в Донбассе. Был введен разрешительный принцип. Если бы этого запрета в конце года не было, то доля России по году составила бы 30%, отмечает член наблюдательного совета Института энергетических стратегий (Украина) Юрий Корольчук. Впрочем, он добавляет, что по факту, скорее всего, Россия столько и поставила. Просто этот импорт проходил не как российский.
По его словам, российское топливо даже после запрета шло на украинский рынок – через белорусских поставщиков. Изменилась лишь логистика, и появился белорусский посредник, который, безусловно, только рад на этом заработать. Собственно, благодаря росту поставок из Белоруссии удалось избежать дефицита топлива на украинском рынке. Однако уход российского дизтоплива привел к резкому росту цен. Во-первых, белорусское топливо начали продавать с премией, во-вторых, европейское топливо изначально дороже российского.
«Российское топливо дешевле, чем импорт из Европы, а также из Белоруссии, где заводы потехнологичней и белорусское дизтопливо чуть лучше по качеству. Но основную массу потребителей Украины удовлетворяет качество российского дизельного топлива», – говорит Корольчук. Главное преимущество российского топлива – цена.
«У меня лично есть знакомые, которые ждут дальнобойщиков из России. Те заправляются по полной на какой-то точке перед границей, приезжают сюда и устраивают распродажу топлива, у них там где-то тонна остается условно», – рассказывает Корольчук.
Впрочем, с 30 марта снова начались прямые поставки российского дизтоплива из России на Украину. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ дала разрешение на это ЛУКОЙЛу. Компания будет поставлять нефтепродукты только гражданским конечным потребителям: АЗС, городским коммунальным службам, производителям сельхозпродукции и т. д.
По данным Корольчука, Украина потребляет 5 млн тонн дизтоплива по году, и если поставки из России не будут остановлены, то по итогам года они могут составить 2,5 млн тонн. Выиграют от этого украинские покупатели – не только население, но и бизнес. «Российский дизель поможет снизить цену на него на украинских АЗС, потому что он где-то на 10% дешевле, чем европейский и даже белорусский. На АЗС литр дизтоплива стоит от 17 до 19 гривен (45–50 рублей). Если придет российский дизель, то следует ожидать снижения верхнего уровня – с 19 до 18 грн, а нижнего – с 17 до 16 грн. Это как минимум», – говорит Корольчук.
Он надеется, что даже если Яценюк решится подписать документ об эмбарго на российские нефтепродукты, то следующий премьер незаметно все же отменит это решение. В противном случае запрет приведет к тому, что российское топливо снова начнет попадать на Украину через Белоруссию. Это значит, что цены на топливо на Украине как минимум не снизятся. Во-первых, маршрут доставки увеличивается, во-вторых, белорусские поставщики, естественно, захотят снова заработать на всей этой истории.
Корольчук оптимистичен, полагая, что резкого роста цен в случае эмбарго не произойдет. Однако первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал с ним не согласен. «По сути, речь идет о том, чтобы росчерком пера сократить предложение топлива на внутреннем украинском рынке на 20%. Последствия при этом будут прогнозируемые: резкий взлет цен на топливо, дефицит, который приведет к тому, что граждане даже при наличии возможности доплатить дополнительные 30% от текущей стоимости топлива попросту не смогут его купить. И коснется это не только автовладельцев, но и транспортных компаний, сельхозпроизводителей, промышленного сектора, а это чревато дополнительным мощным толчком к росту инфляции», – говорит Сигал.
Опыт прошлого года показал, что после того как поставки российского дизтоплива в октябре остановились, это привело к серьезному росту цен на АЗС по всей Украине. Как писали местные СМИ, цены на газовых заправках тогда только за две недели выросли на 25%.
«Цена вырастет все равно. Никто бесплатно помогать Украине не собирается. То же самое было и с газом: мы посчитали, что с каждой тысячи кубометров реверса Украина теряла 20 долларов в среднем по году. То же самое и здесь будет», – согласен гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
А вот навредить России подобным эмбарго у Яценюка не получится. «Возможное введение украинской стороной запрета на ввоз российских нефтепродуктов существенным образом не повлияет на доходы федерального бюджета в связи с низкой долей Украины в российском экспорте углеводородов», – заявили в Минэкономразвития. В 2015 году Россия и так сократила поставки нефтепродуктов с 4,3 млн до 2,3 млн тонн, при этом доля Украины в российском экспорте упала с 2,6% и составила всего 1,1%. На фоне общих доходов России потеря украинского рынка будет незаметна, в целом Россия в прошлом году нарастила экспорт нефтепродуктов со 165,2 млн тонн до 171,7 млн тонн.
Зачем Яценюк делает такие популистские заявления в разгар политического кризиса, на пороге смены правительства? Симонов считает, что его главная задача сейчас – сделать громкое заявление, формируя повестку дня нового правительства.
«Грубо говоря, он может молоть всякую чушь, а потом всем сказать: «У меня была такая гениальная идея, но меня в отставку отправили. Давайте спросим, почему новое правительство не хочет строить независимую Украину?» То же самое он будет говорить, когда новое правительство восстановит закупки российского газа, а это придется сделать, потому что никакой реверс не закроет необходимые объемы закачки газа в подземные хранилища. Яценюк может сказать: «Я отказался от российского газа зимой, а новое правительство предает Украину», – рассуждает Константин Симонов.
Логика Яценюка крайне опасна для самой Украины. «Яценюк все перевел в политическую плоскость. Но надо учитывать, что даже белорусский дизель все равно производится из российской нефти. Получается, что нужно тогда запретить поставки из Белоруссии, ведь в противном случае эти деньги идут в бюджет «страны-агрессора». Так и литовские, и польские, и румынские нефтепродукты тогда надо запрещать, ибо там тоже частично из российской нефти делают нефтепродукты?» – удивляется украинский эксперт Юрий Корольчук. Белорусские нефтепродукты – это не что иное, как переработанная на белорусских НПЗ российская сырая нефть, то есть нефть «страны-агрессора».
«Я думаю, что здесь та же логика, что и с газом, – говорит Константин Симонов. – Киев говорит, что отказался от закупки российского газа, но по факту все равно идет потребление российского газа, который технически оформляется как некий загадочный европейский газ из Словакии, Венгрии и Польши. С нефтепродуктами посредником станет Белоруссия. Киев будет делать вид, что эти нефтепродукты белорусские, а не российские». :///