Система нефтедоллара “пережевывает” страны в своих жерновах

Neft Oil Gaz Dollar

Что превозносит американский доллар над всеми остальными валютными единицами? Возможность покупать и продавать нефть на мировом рынке только с применением этой валюты. Когда в результате переговоров США с Саудовской Аравией, начатых в 1973 году, была создана система под названием «рециклирование нефтедолларов», Саудовская Аравия стала принимать только доллары при продаже нефти, пишет  автор турецкого издания  Yeni Safak Мерве Шебнем Оруч.

Система была довольно простой. Саудиты продавали нефть за доллары и вкладывали доходы от продажи нефти в американские банки и облигации. США обогащались, а МВФ использовал эту валюту при выдаче кредитов странам, экспортирующим нефть. Подготовил это ставшее официальным в 1974 году соглашение Генри Киссинджер, возглавлявший в то время американское внешнеполитическое ведомство. В 1975 году рециклирование нефтедолларов распространилось на все страны ОПЕК. На основе купли-продажи нефти контролировалась вся мировая экономика, таким образом принимались решения о том, кто получит кредит и сможет удовлетворить свои потребности в нефти, кто будет развиваться, а кто — нет.

Благодаря этому бразды правления миром были в руках США. Пока мир нуждался в нефти, она должна была продаваться в долларах; страны, которым нужно было удовлетворять свою энергетическую потребность, должны были находить доллары; таким образом мир становился обречен на доллар и зависим от США. США, в свою очередь, сохраняли свою гегемонию благодаря глобальному рынку, которым они управляли, и могли принимать все глобальные решения политического и экономического характера. Рециклирование нефтедолларов представляло собой превосходную систему, созданную для сохранения американской гегемонии на основе доллара после краха Бреттон-Вудской системы.

Конечно, судьба тех, у кого возникали проблемы с этой системой, не была столь превосходной. В 2000 году Саддам Хусейн заявил, что доходы от продажи нефти Ирак будет получать не в долларах, а в евро. Саддам, конечно, был диктатором, но зачем Америка оккупировала Ирак? Чтобы принести демократию или напрямую контролировать нефтяные месторождения страны и вернуть ее в систему рециклирования нефтедолларов? В 2009 году бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи возглавил Африканский союз и предложил этой организации перейти к единой валюте, как в Европейском Союзе. Это тоже было откровенным вызовом рециклированию нефтедолларов со стороны богатой нефтью страны. Каддафи был диктатором и отнюдь не был хорошим человеком. Но зачем НАТО во главе с США поспешила поддержать «арабскую весну» и начала бомбить Ливию, несмотря на то, что в Сирии она много лет демонстрирует иную позицию? Действительно ли альянс был на стороне ливийского народа или же он устранял человека, восставшего против гегемонии доллара?

В 2005 году Иран и Венесуэла объединились против американского доллара. Уго Чавес собирался начать выставлять счета за поставленную нефть не в долларах, а в евро. Иран требовал евро с 2003 года. О том, что выпало на долю Ирана, бросившего вызов американской гегемонии, и как он в конечном счете пережил смену режима, мы подробно говорили в нашей прошлой статье. Возглавляемая Чавесом Венесуэла во времена правления Буша столкнулась с попытками переворота при поддержке США. А пока при преемнике Чавеса, новом главе государства Мадуро Венесуэла сохраняла свою «антинефтедолларовую» позицию, не было недостатка ни в «демократических» протестах на улицах Венесуэлы, ни в санкциях администрации Обамы в отношении этой страны.

Турция, хотя она не является экспортером нефти, тоже бросила вызов рециклированию нефтедолларов, оплачивая покупаемую у Ирана нефть через открытые в HalkBank счета в турецких лирах. США назвали иранские доходы от продажи нефти «грязными деньгами», полагая, что они будут использоваться в производстве ядерного оружия. По их мнению, HalkBank представлял собой некий механизм обхода не только для Турции, но и для других стран, покупавших нефть у Ирана, таких как Индия. Рециклированию нефтедолларов бросали вызов в самой четкой форме. Тех, кто это делал, ждало наказание. В Иране сменился режим, то же должно было произойти и в Турции.

Похожая ситуация была характерна и для Бразилии. На днях самый популярный бразильский лидер Лула да Силва (Lula da Silva) был арестован по обвинению в «коррупции» и «грязных деньгах» в связи с бразильской нефтяной компанией Petrobras. Очевидно, обвинения дойдут и до протеже Лулы, нового главы государства Дилмы Русеф, поскольку с 2003 по 2010 годы она управляла Petrobras. Русеф, с одной стороны, столкнулась с давлением в международных СМИ, призывающих к ее отставке, с другой — улицы Бразилии, как в свое время в Гези, закипели и продолжают кипеть. С развалом правящей коалиции после выхода одного из партнеров Бразилия переживает турбулентные дни и с экономической, и с политической точек зрения. Напомним, что Бразилия, которая вместе с Турцией и Ираном подписала Тегеранскую декларацию и проголосовала против санкций в отношении Ирана в ООН, до недавнего времени вела переговоры с другими странами Южной Америки и членами БРИКС с целью обойти рециклирование нефтедолларов.

Россия, Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия… Иными словами, все страны заговорили о мире, в котором доллар больше не является базовой валютой, и стали готовиться к нему. Таким развивающимся странам, как Турция, тоже было что сказать, фактически они даже обходили нефтедолларовую систему. В период с 2009 по 2012 годы в мировых финансовых кругах всерьез обсуждались такие предложения, как купля-продажа нефти через специально созданную корзину валют. Но США заставили всех замолчать. А кто-то говорит, что «высший разум» — нелепый вздор. Полагаю, над этим стоит еще раз задуматься.  :///

Перевод

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.