“Транснефть” против идеи Минэнерго упростить подключение НПЗ к нефтепроводам

NPZ Truba Neft Oil

Либерализация подключения российских НПЗ к нефтепроводам, которую задумало осуществить Минэнерго, вызвала протест у “Транснефти”, пишет сегодня газета “Коммерсант“. Нефтетранспортная компания опасается, что в числе прочих к трубе могут получить доступ мелкие производители некачественных продуктов. При этом они будут забирать из нее весьма качественное сырье.

Предложение облегчить процедуру доступа перерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам Минэнерго направило на согласование в правительство в конце марта. Ведомство хочет сделать необязательным прохождение госэкспертизы, если заявку подает новый или модернизируемый завод. Идею поддержала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая инициировала дебаты насчет упрощения процедуры еще в 2014 году.

Замысел тут простой: появление новых НПЗ надо поощрять, так как этот процесс увеличивает конкуренцию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Два года назад ФАС предлагала другую поблажку – отменить гарантийные письма, которые “Транснефть” требует от заводов перед подключением. В этих письмах каждый НПЗ обязуется отбирать определенные объемы нефти из трубопроводной системы в течение как минимум трех лет.

Ту реформу “Транснефти” удалось остановить. Теперь компания выступила резко против отказа от госэкспертизы. По мнению оператора нефтетранспортной системы России, такое послабление будет способствовать росту числа мини-НПЗ, в том числе криминальных структур, не способных производить высококачественную продукцию и нацеленных на быстрое получение прибыли.

Из федеральных ведомств поддержал “Транснефть” пока только Ростехнадзор. Там считают, что поправки снизят надежность и безопасность эксплуатации нефтепроводов. В феврале Ростехнадзор даже предложил передать ему от Минэнерго функцию ведения реестра НПЗ.

Но этот клубок проблем отнюдь не главный. В первую очередь, как отмечает “Коммерсант”, “Транснефть” беспокоит проблема качества нефти. В компании подсчитали, что в 80% случаев мини-НПЗ хотят подключиться к трубам с малосернистой нефтью, что позволит им экономить на переработке, но ухудшит качество нефти для прочих заводов и – главное – для экспорта на Запад. Поэтому, как пояснил изданию советник президента “Транснефти” Игорь Демин, логично было бы давать разрешения на подключение по облегченной процедуре только тем НПЗ, которые будут перерабатывать нефть с содержанием серы не менее 1,7%.

Сейчас идущий в Европу российский сорт Urals представляет собой смесь тяжелого сырья с высоким содержанием серы, которое сдают в трубы Татарстан и Башкирия, и легкой сибирской нефти. Западные партнеры уже заметили, что в последнее время качество нашей экспортной марки ухудшилось – содержание серы в ней превысило 1,5%, хотя по стандартам авторитетного американского агентства Platt’s для Urals не должно быть выше 1,3%. В декабре прошлого года президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов рассказал, что получил от западных покупателей несколько писем с жалобами на качество поставляемой нефти.

Минэнерго, однако, предпочитает акцентировать внимание на другом аспекте деятельности НПЗ. По мнению министерства, чтобы не допустить к трубе недобросовестных производителей, достаточно просто задать нижнюю планку глубины переработки нефти. В проекте постановления записано, что право подключаться к нефтепроводам без госэкспертизы получат только заводы с глубиной переработки не менее 70%.

Минэкономразвития уже согласилось с таким подходом. Однако “Транснефть” и тут не успокоилась. В компании считают, что методология определения глубины переработки имеет недостатки, чем пользуются мини-НПЗ, которые указывают в заявках глубину даже выше 70%. В ФАС согласны, что этот пункт в документе нужно доработать.

По данным Росстата, в 2015 году глубина переработки сырья на российских НПЗ в среднем равнялась 74,1%. По итогам 2016-го этот показатель, как ожидается, подрастет до 75%.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.