МВФ: мировая экономика пострадала от нефтяного кризиса сильнее, чем ожидалось

MVF_1

Глобальная экономика пострадала от ценового краха на рынке нефти гораздо сильнее, чем ранее считали аналитики Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ). Такой вывод можно сделать из коммюнике по итогам заседания “Весенней встречи” руководства обеих финансовых структур.

В частности, как отмечается в документе, страны-экспортеры нефти понесли огромные потери из-за снижения нефтяных цен, и это было ожидаемо. Однако удешевление «черного золота» оказало не настолько позитивное влияние на экономику стран-импортеров, как рассчитывали эксперты МВФ и ВБ. Эффект оказался слабым и краткосрочным, и мировая экономика растет сейчас очень медленно.

А косвенные последствия нефтяного кризиса свели плюсы ценового падения практически к нулю, по крайней мере, для Европы. “Геополитическая напряженность, поток беженцев, а также шок от потенциального выхода Великобритании из Евросоюза создали дополнительные риски”, — говорится в коммюнике.

В этой связи глава МВФ Кристин Лагард призывает нефтедобывающие государства поторопиться с диверсификацией экономики. По данным аналитиков фонда, низкие цены на нефть сохранятся еще, по меньшей мере, два года, и значит, экспортеры «черного золота» продолжат нести убытки. В последнем докладе World Economic Outlook МВФ спрогнозировал среднюю цену на нефть в 2016 году в районе 35 долларов за баррель, а в 2017 году — 41 доллар.

Стоит отметить, что крупнейший нефтяной производитель мира – Саудовская Аравия – уже начинает коренные изменения в своей экономике. И делает это отнюдь не по рекомендации Лагард – раньше никакое запугивание со стороны МВФ не могло подвигнуть саудовские власти к проведению подобных реформ.

Однако в 2015 году Саудовская Аравия столкнулась с дефицитом бюджета в размере 98 млрд долларов. А в 2016 дефицит прогнозируется в районе 87 млрд, однако эта цифра не учитывает затраты на войну в Йемене, так что реальный недостаток средств, вероятно, приблизится к 120 млрд.

В результате Королевство вынуждено менять финансовую политику. Прежде всего, саудовское правительство планирует ввести 5-процентный налог на добавленную стоимость. В принципе, это обычная мера, но для Саудовской Аравии — почти революция, потому что данный налог будет первым в своем роде.

Низкие цены на нефть вынуждают правительство начать полагаться при формировании бюджета скорее на налоги, нежели на нефтяные доходы. И это может превратить Саудовскую Аравию из «государства-рантье» в страну с нормальной экономикой. Страны, живущие на нефтяную ренту, обращают слишком мало внимания на потребности общества, так как бюджет государства не зависит от доходов населения.

Другой серьезной реформой в Саудовской Аравии может стать частичная приватизация Saudi Aramco. Принц Мохаммед бен Салман заявил в начале января, что правительство обдумывает такой шаг. Однако есть сомнения в том, что она состоится.

Проблема в прозрачности компании, вернее, в ее отсутствии. Aramco всегда охотно публикует производственные показатели, данные об экспорте и нефтепереработке, но почти никогда — о финансах. Наиболее вероятное объяснение отсутствия финансовой прозрачности Saudi Aramco состоит в том, что компания скрывает, сколько денег забирает королевская семья.

Поэтому для приватизации Aramco придется раскрыть свою финансовую отчетность. Естественно, королевская семья вряд ли откажется от своих нефтяных доходов, но теперь она вынуждена будет считаться с общественностью.

Однако самое большое беспокойство вызывает у правительства социальная стабильность. Необходимость ввести новые меры жесткой экономии, уменьшить субсидии и поднять налоги означает, что хорошие времена закончились, и это вряд ли понравится населению.

Тем не менее реформы дают Саудовской Аравии луч надежды. В последние годы Королевство уже начало строить более разнообразную промышленную экономику, создавая производства химикатов, удобрений, алюминия, цемента и другой продукции.

Правда, пока эта экономическая диверсификация не слишком продвинулась, поскольку Саудовская Аравия, как «государство-рантье», не облагает производство налогом, и, таким образом, не имеет стимулов его развивать. В целом, реформы пока идут медленно, но обойтись без них Королевство уже не сможет. :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.