Японский премьер-министр Синзо Абэ и президент «Роснефти» Игорь Сечин провели переговоры в Сочи. В ходе встречи обсуждалось партнерство в сферах добычи и переработки нефти и газа, сотрудничество в секторе новейших технологий, а также в вопросе развития судостроительного комплекса “Звезда”.
В пресс-релизе компании «Роснефть» не уточняется, какие именно проекты стояли на повестке дня переговоров Сечина и Абэ. Однако еще осенью прошлого года глава российской компании обозначил в одном из докладов основные направления, по которым могла бы развиваться сотрудничество между японскими компаниями и «Роснефтью.
В частности, Сечин тогда отметил, что Япония постепенно увеличивает импорт нефти из России, однако пока его объем не превышает 10% общего потребления нефти в стране, а 83% японского рынка занимает нефть от поставщиков из Персидского залива. Таким образом, потенциал двусторонних торгово-экономических отношений, по мнению главы «Роснефти», в значительной степени остается нереализованным.
«Выглядит странным, что японские компании так мало внимания уделяют своему ближайшему соседу — России. Есть только два действующих партнерских проекта — «Сахалин-1» и «Сахалин-2″. Для сравнения: в США и Канаде японские компании участвуют в 19 проектах по разработке крайне капиталоемких залежей — нефтяных песков и сланцевой нефти, причем с достаточно сомнительными перспективами получения прав на экспорт нефти», — отметил Сечин.
Глава российской нефтяной госкомпании в своем докладе представил по максимуму все те проекты, в которых Япония могла бы принять участие. Прежде всего, он выделил добывающие, которых «Роснефть» предложила японским партнерам более десятка. Среди них месторождения на разных этапах разработки — от стадии геологоразведки до тех, что уже вышли на уровень промышленной добычи.
Часть из этих промыслов находится в непосредственной близости от Японских островов — на шельфе Сахалина. Это участки Астрахановское — море — Некрасовский, Кайганско-Васюканское море, Дерюгинский с доказанными запасами в 40,2 млн тонн нефти и 44 млрд кубометров газа и суммарным ресурсным потенциалом 231 млн тонн жидких углеводородов и 21 млрд кубометров «голубого топлива».
Также «Роснефть» предложила японским компаниям войти в капитал перспективных и действующих континентальных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока — Верхнечонского, Среднеботуобинского, Тагульского, Русского и других, прирост добычи на которых превысит 30 млн тонн нефти и 16 млрд кубометров газа в год.
Включены в предложение и особые проекты — такие, как расширение добычи на действующих месторождениях за счет увеличения нефтеотдачи пласта. Есть варианты совместной разработки газовых промыслов (Харампур, Кынско-Часельное, Русско-Реченское) и реализации перспективного проекта Печора-СПГ. Общий объем запасов перечисленных меторождений — 6 млрд баррелей нефти, а их совокупная ресурсная база близка к 100 млрд баррелей нефтяного эквивалента.
Что же касается комплекса «Звезда», то участие в его строительстве позволит японским компаниям в дальнейшем активно участвовать в освоении ресурсов российского шельфа, в том числе арктического, на правах одного из основных технологических партнеров — поставщиков судов и морской техники.
Не менее привлекательно для японской стороны, по мнению президента «Роснефти», участие в создании Восточной нефтехимической компании (ВНХК) — крупнейшего перерабатывающего производства, специализирующегося на выпуске полимеров. Этот проект предполагает строительство трех очередей суммарной мощностью переработки 24 млн тонн нефти и 6,8 млн тонн нефтехимического сырья в год. Сметная стоимость проекта — 1,313 трлн рублей. Строительство третьей очереди завода планируется завершить в 2028 году. :///