В дискуссии сторонников двух разных подходов к реформе налогообложения российской нефтяной отрасли – внедрению налога на финансовый результат (НФР) или на добавленный доход (НДД) – новый поворот. Теперь Минэнерго РФ уже не выступает категорически против второго варианта. Однако оно направило стороннику НДД Минфину свои предложения, на каких условиях можно вводить этот новый налог, пишет сегодня газета “Ведомости“.
Еще к 1 мая Минэнерго и Минфин должны были прийти к общему знаменателю в отношении НДД, однако спор продолжается. В энергетическом ведомстве по-прежнему считают разработанный финансистами налог слишком невыгодным для нефтяников. Как рассказали “Ведомостям” на условиях анонимности два федеральных чиновника и подтвердил представитель министерства энергетики, Минэнерго выдвинуло два ключевых условия.
Первое – надо увеличить с 6953 до 9520 рублей на тонну предельные затраты, которые можно вычитать из дохода при расчете НДД. Это необходимо, чтобы стимулировать применение дорогостоящих методов добычи, объясняет представитель Минэнерго, иначе компании не станут ее наращивать.
Второе предложение – ставка НДПИ в новой системе должна меняться вместе с ценой на нефть (в проекте Минфина зависит от времени выхода нефтяного промысла на окупаемость), рассказали чиновники. Должно быть три уровня ставок: минимальная при цене до 15 долларов за баррель повышается при цене 15–50 долларов и более 50 долларов, пересказал предложения министерства энергетики сотрудник нефтяной компании. Это позволит сглаживать налоговую нагрузку при снижении цен, отметил представитель Минэнерго.
Напомним, что суть обоих нововведений в некотором снижении фискальной нагрузки на нефтедобычу с целью ее стимулирования. НФР (изначальная идея Минэнерго) облагаются доходы от реализации «черного золота» за минусом расходов на его добычу и транспортировку до покупателя, а НДД (предложение Минфина) облагается финансовый поток за вычетом капвложений, включая инвестиции предыдущих периодов, расчетных транспортных затрат, НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) и экспортных пошлин. При этом применение НФР для конкретного недропользователя избавляет его от необходимости платить НДПИ. Отметим, что для новых месторождений, которые требуют бóльших капиталовложений, НДД предпочтительнее, чем ныне существующая система налогообложения, а НФР – хуже. В свою очередь, налог на финансовый результат выгоднее применять для серьезно выработанных нефтяных промыслов.
Таким образом, Минэнерго, выдвигая свои условия, хочет просто сделать уплату НДД выгодной для старых месторождений. Причем обкатывать новый налог ведомство теперь хочет на тех же «пилотных» промыслах, что в прошлом году предлагались для пробного внедрения НФР. В перечне – проекты “Роснефти”, “Газпром нефти”, ЛУКОЙЛа и “Сургутнефтегаза”. Как отметил один из собеседников газеты во властных структурах, эти месторождения находятся на разных стадиях разработки, так что при переходе на НДД рентабельность (сейчас у всех меньше 10%) будет отличаться: у кого-то вырастет до 20–25%, у кого-то – лишь до 12–14%.
В данный момент Минэнерго хочет, чтобы реформа налогообложения нефтянки коснулась только старых месторождений – для новых необходимо дать компаниям право выбора между НДД и действующей системой с льготами. Минфин категорически против и ждет от Минэнерго комплексных предложений и по старым, и по новым промыслам. Как подчеркнул в беседе с авторами статьи чиновник финансового ведомства, запланированные министерством энергетики эксперименты на «пилотах» – просто квазильгота. Повышение размера предельных затрат приведет к потерям бюджета, а вот ставки налогов в новой системе можно обсуждать.
Напомним, что в марте Минэкономразвития предложило ведомствам совместно вывести гибрид из НДД и НФР. А месяц спустя вице-премьер Аркадий Дворкович дал понять, что дискуссия еще не окончена. Он заявил, что правительство РФ намерено найти «устраивающие всех» подходы к налогообложению нефтянке, которые не скажутся отрицательно на размере инвестиций в отрасль. :///