После назначения главой ГПУ Юрия Луценко, служба начала расследование в отношении «Укрнафты». 20 мая спустя неделю после назначения главой ГПУ Юрия Луценко Генеральная прокуратура Украины заявила о начале расследования против «Укрнафты».
Официальная версия — служебная халатность, которая могла привести к неуплате налоговой задолженности. Расследование начали по заявлению нардепа от «Самопомощи» Виктории Войцицкой. Ранее Войцицкая заявляла, что в течение 2015 года из «Укрнафты» искусственно вывели 18 млрд гривен. Эта сумма сравнима и даже превышает доходы, которые государство намерено получить от продажи крупнейшего химического завода страны — Одесского припортового. Но дело не только в деньгах.
В каком-то смысле конфликт вокруг «Укрнафты» — альфа и омега не только украинской экономики, но политики. Вокруг компании сплелись интересы олигархических кланов, государственных менеджеров, иностранных варягов-управленцев. Компания самым непосредственным образом влияет на украинский рынок нефтепродуктов, составляет наряду с «Приватбанком» основу бизнеса финансово-промышленной группы «Приват» и являлась бы одним из крупнейших плательщиков налогов в бюджет, если бы такие налоги ею уплачивались.
Новый виток боевых действий по «Укрнафте» в каждом случае говорит о ссоре больших людей в высоких кабинетах. «Наезд» на компанию год назад стал причиной ухода с занимаемой должности губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Так начался открытый конфликт Коломойского и Порошенко. И сегодня, по-видимому, мы наблюдаем его кульминацию.
Миноритарий в «мажоре»
Контрольный пакет «Укрнафты» принадлежит НАК «Нафтогаз Украины», свыше 40% владеют офшорные компании, связанные с группой «Приват». При этом именно Коломойский до недавнего времени полностью контролировал работу предприятия посредством своего менеджмента. Сменить руководителей государство не могло по одной простой причине — собрания акционеров компания не проводила, так как те, пользуясь, правом вето блокировали приватовцы. Однако 19 марта 2015 года Верховная Рада Украины приняла закон, который снижал кворум для всех акционерных предприятий, чьими акциями государство владело в количестве 50%+1. В итоге 4 дня офис «Укрнафты» лихорадило: его захватили неизвестные с оружием, которых позже Коломойский назвал «охраной» компании.
Президент Украины поручил разоружить захватчиков, а после беседы с Коломойским уволил того с поста главы Днепропетровской ОГА. Также конфликт запомнился ссорой олигарха с журналистами и депутатами. От попыток влиять на ситуацию в компании Коломойский не отказался — актив слишком ценен. Он начал давление на «Нафтогаз» по делу о 2 млрд кубом газа, которые монополист должен вернуть «Укрнафте».
Как уверяет глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в «ночном» интервью после известий о деле в отношении «Укрнафты», переговорный процесс государства с олигархом продолжается до сих пор. «Мы с Коломойским недавно встречались в офисе “Нафтогаза”. Разговор шел о том, что делать с компанией «Укрнафта»…
С точки зрения Коломойского, так, как он, наверное, видит ситуацию, дебиторы должны рассчитаться с «Укрнафтой»…
Позиция очень простая и незатейливая. Она, с нашей точки зрения, перманентно заводит переговоры в тупик», — отмечает Коболев.
Казалось бы, нынешнее руководство «Укрнафты» выведено из-под контроля олигарха. Однако политика нового главы правления ПАТ Марка Роллинса, получающего 500 тыс долларов в год за свою независимую позицию, свидетельствует об обратном. Позиции менеджемента и частного акционера снова критически сблизились, что вызвало раздражение на Банковой. Так, Роллингс оставил в руководстве компании Владимира Пустоварова и Вячеслава Карташова — менеджеров, назначенных Коломойским. Причиной стали, по словам Роллинса, их «профессиональные качества».
Сейчас главу «Укрнафты» требует уволить Государственная фискальная служба. Причина — увеличение налогового долга компании перед государством на 2 млрд грн. Однако ни сам Роллинс, ни руководство «Нафтогаза», не готовы подчиниться этому требованию. Это, в свою очередь, дает основание экспертам заявлять, что Коболев — тоже «человек Коломойского». Сам глава «Нафтогаза» все отрицает. Как бы то ни было, у «Укрнафты» продолжаются непростые времена. Помимо искусственно выведенных 18 млрд грн, у предприятие есть еще и 10 млрд грн налогового долга. А чистый убыток компании за 2015 год составил 4,9 млрд грн. Для сравнения — Одесский припортовый завод, чью приватизацию разрешил Кабмин на прошлой неделе, государство оценило в 13,2 млрд гривен — фактически в два с половиной раза меньше, чем сумма всех денежных претензий и убытков «Укрнафты». Таким образом, госкомпания продолжает оставаться курицей, которая не несет золотых яиц.
Он ее теряет
«Очень много лет Коломойский фактически управлял предприятием, и государство не получало от него никакой выгоды — ни налогов, ни дивидендов. Все, что зарабатывалось «Укрнафтой», шло на поддержку системы «Привата», эти средства и до сих пор в этом банке. Я бы сказала, что «Укрнафта» является некоей кощеевой иглой в империи Коломойского», — отметила нардеп Виктория Войцицкая.
Потеря «Укрнафты» смерти подобна для нефтяного бизнеса Игоря Коломойского. На глазах рушится схема, где компании отведено ключевое место. Еще один «золотой актив» Коломойского — оператор системы нефтепроводов «Укртранснафта» — тоже уходит у него из рук. В тот же день, когда «неизвестные» захватили «Укрнафту», в офисе «Укртранснафты» чуть не случилось драка. Компания, 100% акций которой было в госсобственности, контролировалась людьми, близкими к Коломойскому. Но 19 марта 2015 года заседании акционеров «Укртранснафты» отстранили от руководства компании председателя правления Андрея Лазорко и поставить на его место бывшего сбушникаа Юрия Мирошника. А в сентябре 2015 года Лазорко и вовсе объявили в розыск по подозрению в присвоении и растрате имущества путем злоупотребления служебным положением.
По сообщениям СМИ, Лазорко пытался получить политическое убежище в Великобритании. После потери Коломойским контроля над «Укртранснафтой» компания добилась признания мнимым договора об аренде ею резервуаров еще одной структуры олигарха — «Укртатнафты». Это может означать, что выкачанные при Лазорко из нефтепроводов 675 тыс тонн технологической нефти придется вернуть государству.
«Укртатнафта» — третий кит нефтяной империи «Привата» сейчас также оказалась под ударом. Компанию создали в 1994 году указами президентов Украины и Татарстана на базе Кременчугского НПЗ. Со своей стороны российская «Татнефть» передала в уставный капитал акции добывающих компаний и денежные средства. Но в 2007 году россияне потеряли контроль над своей частью компании — ее доли по сути отжали рейдеры Коломойского. «Татнефть» обратилась в суды. В июле 2014 года Международный коммерческий арбитражный суд в Париже удовлетворил иск «Татнефти» на 100 млн долларов. В апреле 2016 года компания подала в суд в Великобритании против ряда украинских бизнесменов, в том числе и Коломойского. Теперь «Татнефть» требует возместить 334 млн долларов ущерба.
В рамках рассмотрения иска российской компании лондонский суд принял решение заморозить имущество владельцев группы «Приват» на общую сумму в 380 млн долларов. Так что давление государства на «Укрнафту» может окончательно добить олигарха.
Поле для компромисса
В 2015 году синхронный конфликт около «Укрнафты» и «Укртранснафты» на несколько дней погрузил страну в тягостное ожидание. Все гадали: появится ли на карте страны еще одна народная республика, на сей раз — Днепропетровская?
В СМИ тиражировались слухи о выдвинувшихся из или в область вооруженных людях. В итоге, Коломойский уступил Порошенко. Он ушел в отставку с поста губернатора, а после и вовсе покинул Украину, предпочтя тихий женевский быт киевской суете. Впрочем, время от времени в Киев Коломойский все же наведывается. В свою очередь Порошенко решил не доводить дело до жесткого противостояния с человеком, в руках которого не только солидная часть нефтяного рынка Украины, но и финансовая стабильность Украины. Доля «Приватбанка» на рынке Украины по оценке некоторых экспертов составляет 35%. В случае его «банкротства», украинцы постарше вспомнят, а помоложе — познакомятся с тем, что происходило с советским Сбербанком.
Инициированное Генпрокуратурой новое уголовное дело приближает разрешение конфликта вокруг «Укрнафты». И Порошенко, и Коломойский бросили на эту борьбу все резервы. Очевидно, что это дело станет одним из ключевых в работе нового генпрокурора, экс-главы фракции БПП в Верховной Раде Юрия Луценко, котором с таким трудом поставили на эту должность. В этой связи примечательно, что в день назначения Луценко на улицы столицы вышел полк и гражданский корпус «Азов», подконтрольный Арсену Авакову, который в свою очередь является членом «Народного фронта», близкого к Коломойскому. Митинг был направлен против закона о выборах на Донбассе и амнистии — т.е. тех обязательств, которые взяла на себя Украина и выполнения которых настойчиво требовали в США. «Азовцы» пообещали «вынести» Раду в случае принятия этих законов.
Порошенко в свою очередь осудил случившееся. Возможно, история закончится непростым компромиссом. Порошенко нужна стабильная парламентская коалиция, чтобы избежать перевыборов. И голоса подконтрольных Коломойскому депутатов приобретают особую ценность. С другой стороны, мир с совладельцем группы «Приват» — это потери для бюджета и страны, продолжение практики контроля олигархами над госактивами. И в этом смысле выбор между интересами страны и сохранением власти как нельзя лучше характеризует нынешнюю украинскую элиту. Пока что этот выбор не в пользу Украины.