Два главных независимых газодобытчика России дружно обвинили «Газпром» и ФАС в завышении ставок на транспорт газа. «Роснефть» и НОВАТЭК едва ли не одновременно заявили, что газовый холдинг намерен необоснованно проиндексировать транспортные тарифы на 2%.
В частности, согласно проекту приказа Федеральной антимонопольной службы, с 1 июля предполагается повышение тарифов на прокачку газа в границах Таможенного союза до 13,3 рубля за тысячу кубометров на 100 километров (без НДС). А за его пределами — до 16,82 рубля. Независимые же производители, наоборот, просили снизить тарифы.
В частности, в «Роснефти» агентству РИА Новости заявили следующее: “Тариф на транспорт газа должен не индексироваться, а рассчитываться по утвержденной методике с учетом обоснованного уровня затрат, контролируемого регулятором. В… 2016 году запланированный уровень капитальных затрат в строительство газопроводов в европейской части РФ значительно снижается по сравнению с прошлым годом, что должно однозначно привести к снижению тарифа на транспортировку газа”.
А компания НОВАТЭК пояснила, почему считает основным инициатором повышения тарифов именно «Газпром», а не ФАС: “Параметры, представленные “Газпромом”, на основе которых ФАС предлагает повысить тариф на транспортировку газа, нам не известны, и ведомство их не раскрывало… Для развития полноценного конкурентного рынка необходимо, чтобы принципы и параметры, закладываемые в тарифные решения в отношении естественных монополий,.. были прозрачными и общедоступными. К сожалению, сегодня это не так”.
В связи с этим планируемую индексацию компания считает необоснованной. В свою очередь руководство антимонопольщиков, обескураженное таким единодушным выступлением независимых газодобытчиков, поспешило заверить, что прямо сегодня обсудит ситуацию и учтет аргументы «Роснефти» и НОВАТЭКа. Странно только, что ведомство не сочло нужным учесть их раньше, хотя позиция «внегазпромовских» производителей по данному вопросу уже неоднократно озвучивалась.
Так, еще в начале апреля НОВАТЭК направила в Минэкономразвития и Минэнерго предложение снизить в текущем году тарифы «Газпрома» на транспортировку природного газа на 20%. В компании пояснили, что «Газпром» закладывает в транспортный тариф не только «трубопроводные» затраты, но и расходы головной компании, и в НОВАТЭКе не понимают, с какой стати должны оплачивать еще и их.
В этом году «Газпром» намерен выручить от транспортировки по магистральным газопроводам 1,1 трлн рублей, а себестоимость транспорта оценивается 958,4 млрд рублей. Затраты, которые «Газпром» закладывает в себестоимость, не очень прозрачны — это как минимум 30% из них, отмечали тогда в НОВАТЭКе.
Одна из существенных статей расходов – аренда «основных средств производственного назначения», которая оценивается в 474 млрд, а также материальные расходы (151 млрд рублей), капремонт (105 млрд рублей). Причем в презентациях «Газпрома» сегмент транспортировки газа почему-то называется убыточным. Согласно данным «Газпрома», в 2014–2015 годах рентабельность составила минус 2,4 – минус 2,2%.
Напомним, с 2016 года тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам утверждает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Обычно они индексируются с 1 июля. :///