«Северный поток-2» сделает безопаснее поставки газа в Европу

Ujni Potok 1

Проект «Северный поток-2», который намерены реализовать российский «Газпром» и пять крупнейших энергетических компаний Европы, полностью отвечает европейскому законодательству, более того – он укрепляет энергобезопасность поставок природного газа в Восточную Европу. Такого мнения придерживается замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Ранее на этой неделе вице-канцлер и министр экономики и энергетики Германии Зигмар Габриэль заявил, что немецкая сторона поддержит проект «Северного потока-2», если будут выполнены три ключевых условия: проект должен соответствовать нормам Третьего энергетического пакета Евросоюз, в Восточную Европу должны осуществляться бесперебойные поставки российского газа, а также Украина должна остаться страной-транзитером «голубого топлива».

Если с первыми двумя пунктами все понятно – Россия и так уже устала бороться с еврочиновниками по поводу пресловутого Третьего энергопакета, не требует она уже и сделать исключение из правила и готова выполнить требования ЕС. Также РФ предлагает различные схемы поставок российского газа в Восточную Европу. Однако согласиться с тем, что Украина останется крупнейшим игроком на транзитном рынке газа, РФ сегодня вряд ли готова.

Скорее всего, снова будут придуманы какие-то схемы, которые позволят Украине прокачивать через свою территорию некоторые объемы российского газа в страны Восточной Европы. Однако РФ, похоже, уже вычеркнула Украину из списка надежных и договороспособных посредников по транзиту. К тому же, Москва ранее неоднократно заявляла о том, что хочет работать без посредников и поставлять свой газ напрямую европейским потребителям – в этой схеме Украина  является лишним звеном, к тому же довольно хрупким. Поэтому Москва и предпочитает утверждать, что проект «Северный поток-2» – это не политический, а экономический проект, во что никак не хотят верить некоторые политики стран Европы, утверждая обратное. А если Кремлю все-таки удастся реализовать и один из возможных «южных» проектов по транспортировке газа на Балканы, то Украина попросту  выпадает из числа стран-транзитеров природного газа.

Очевидно, что именно этого и опасаются в Евросоюзе, взявшего опеку над Киевом. Сегодня Украина получает за транзит российского газа примерно 2 млрд долларов в год. Если она лишится этих денег, то у Европы появится новая головная боль. Поэтому еще большой вопрос, кто политизирует «Северный поток-2» – Россия или Евросоюз?

«Во-первых, проект полностью соответствует европейскому законодательству, как и „Северный поток-1“, который построен и функционирует. Во-вторых, он никак не препятствует поставкам газа в Восточную Европу, а, напротив, укрепляет безопасность этих поставок. Гарантирует, что транзитный сбой 2009 года никак не скажется на газоснабжении Европы российским газом», — уверен Гривач.

Он также указывает на то, что Польша хоть и громко заявляет о том, что больше не будет заключать с «Газпромом» долгосрочные газовые контракты, а также говорит о том, что скоро вообще избавится от зависимости от российских энергоресурсов, но на самом деле она пока лишь наращивает импорт российского «голубого топлива», мощности ее собственного СПГ-терминала в настоящий момент больше простаивают.

«При этом мы, например, слышим заявления Польши о намерении отказаться от продления долгосрочного контракта. Россия должна им насильно поставлять газ, так как гарантировала это? „Газпром“ будет выполнять все обязательства по поставкам в рамках контрактов, и это главная гарантия для партнеров в Восточной Европе», — утверждает Гривач.

Но сохранить транзит газа через Украину после 2019 года — это политическое требование, и, следовательно, вопрос политического торга.

«Но его вполне можно коммерциализировать. Если Европе нужна Украина как транзитер, нужно просто изменить подходы к энергетике, заключить новые контракты на закупку дополнительных объемов российского газа», — указывает Гривач.

По мнению эксперта,  Европа сегодня больше рассуждает, но не предлагает конструктивного решения проблемы.

«Одновременно снижать потребление нашего газа, о чем говорят некоторые горячие головы в Европе, и сохранять украинский транзит не получится по определению», — резюмирует Гривач.  :///

 

Комментариев пока нет

Оставить отзыв

Ваш адрес эл. почты не будет опубликован.

Ответьте на вопрос: * Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.