За следующие 20 лет Россия способна увеличить объем электрогенерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в 10 раз по сравнению с нынешним. Такое заявление сделал первый заместитель министра энергетики России Алексей Текслер в интервью ТАСС.
«Если мы говорим про наш энергобаланс, то объем производства электрической энергии на основе ВИЭ в течение 20 лет может увеличиться от текущего уровня в 10 раз. По сравнению с другими источниками это будут, конечно, небольшие объемы, но ни один другой вид топлива не покажет таких темпов», – подчеркнул Текслер.
Он рассказал, что в стране только в 2016 году планируется ввести в строй станции, работающие на ВИЭ, суммарной мощностью до 200 мегаватт. В 2015-м заработали семь крупных солнечных электростанций общей производительностью около 60 МВт. При этом, как отметил первый замглавы Минэнерго, панели для них были произведены преимущественно в России. Развивается строительство ветряных электростанций в рамках программы, рассчитанной до 2024 года. В текущем году инвесторы планируют запустить ветропарки общей мощностью около 50 МВт.
«Объемы дополнительной мощности, которую мы хотим получить до конца 2024 года на оптовом рынке, сравнительно небольшие – порядка 6 ГВт, из которых 1,5 ГВт – это солнце, 3,6 ГВт – ветер, а оставшийся объем приходится на малые гидроэлектростанции», – пояснил Текслер суть программы.
Как же это окупится?
По мнению первого замминистра энергетики, экономическая целесообразность развития альтернативной энергетики сохраняется даже в условиях низких цен на нефть и газ.
«При снижении цен на углеводороды было бы логично ожидать снижения инвестиций в возобновляемую энергетику. Но этого не произошло, и за последние два года мы наблюдаем их рост. В 2015 году новые инвестиции в ВИЭ в мире составили более 280 млрд долларов. Сейчас размер вкладываемых в ВИЭ средств уже совокупно превышает инвестиции в традиционные виды энергии. Это в том числе происходит из-за субсидирования альтернативной энергетики со стороны государств и наличия у инвесторов гарантий возврата вложенных средств», – аргументировал свою позицию Текслер.
России, по его словам, целесообразно развивать альтернативную энергетику прежде всего на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Ведь туда дорого проводить электросети, завозить уголь и мазут, отчего себестоимость электроэнергии, полученной традиционным способом, там изначально высока и может доходить до 50 рублей за 1 кВт•час. Поэтому уже сейчас использование в отдаленных регионах гибридных установок для получения энергии окупается – разумеется, при сохранении существующих там тарифов.
Кроме того, государство рыночными способами поддерживает производителей «чистой энергии». Текслер рассказал, что на оптовом рынке используется механизм продажи мощности, полученной из ВИЭ, который предусматривает гарантии возврата порядка 12-14% вложенных средств, если инвестор выполняет все свои обязательства. А на розничном рынке государство обязывает электросетевые компании для компенсации потерь в сетях сначала покупать «зеленую» энергию по той цене, которая складывается, а уже потом докупать мощности, выработанные на ТЭС и АЭС.
Отдельно первый замглавы Минэнерго коснулся темы развития альтернативной энергетики в Крыму, где, по его словам для этого есть хорошие условия.
«В Крыму уже есть солнечные станции с установленной мощностью порядка 300 МВт. Это крупнейший объем, сконцентрированный в одном регионе. Также на полуострове расположено порядка 89 МВт мощности ветровой электроэнергетики. Во время энергетической блокады в наиболее благоприятные по погодным условиям моменты мы закрывали возобновляемыми источниками до 15-20% потребности в электроэнергии. Что касается планов, то есть намерения в регионе построить 110-мегаваттную солнечную электростанцию», – рассказал Текслер.
Солнечные панели – на экспорт
Еще один резон развивать в России возобновляемую энергетику – это развитие собственных технологий в данной отрасли, которые потом можно будет экспортировать. Первый замминистра дал понять, что в солнечной энергетике у наших инженеров уже есть определенные наработки.
«Мы производим солнечные панели общей мощностью порядка 100 МВт. Это не очень много, но для нас сейчас важнее рост конкурентоспособности наших солнечных модулей в сравнении с зарубежными аналогами, в том числе в части КПД преобразования энергии солнечного потока в электроэнергию. Как только наши технологии будут конкурентоспособны, а у нас к этому все идет, объем производства таких панелей будет увеличиваться. После этого мы сможем тех же китайских и европейских коллег потеснить на других рынках. Уже сейчас наши производители работают с Индией и еще с несколькими странами, где реализуются масштабные проекты по возобновляемой солнечной энергетике. Поэтому перспективы у нас, безусловно, есть», – уверен Текслер.
Будущее – за ВИЭ и газом
Согласно прогнозу первого замглавы Минэнерго, потребность в углеводородах на планете в ближайшие 20 лет сохранится в нынешнем объеме. Сейчас ископаемое топливо – нефть, газ и уголь – обеспечивает более 80% мирового энергобаланса. При том, что, по подсчетам ООН, около 18% населения Земли живут без электричества. Кроме того, в течение ближайших 15-17 лет численность людей в мире может увеличиться еще на 2 млрд, и им понадобится дополнительная дешевая и доступная энергия.
Тем не менее Текслер убежден, что развивать использование ВИЭ необходимо уже сейчас. Западные страны в стремлении разнообразить свой энергобаланс без сомнений вкладывают в «зеленую» энергетику десятки миллиардов евро и долларов. И Россия не должна отстать от технологического прогресса в энергетической отрасли.
«Мы видим, что технологии альтернативной энергетики в дальнейшем будут развиваться, и не хотим отставать от этого процесса, учитывая, что у нас есть компетенции и возможности этим заниматься, – сказал Текслер. – Я считаю, что мир будет двигаться в сторону возобновляемой энергетики. Конечно, она не закроет весь энергетический баланс, но темпы ее развития будут самыми высокими».
В заключение первый замминистра энергетики поделился своим видением будущего мировой энергетики в целом.
«Мне кажется, что топливо будущего – это комбинация ВИЭ и газа. Газ совершенно точно нельзя сбрасывать со счетов, так как это достаточно чистый вид энергии. По всем прогнозам, его доля в мировом балансе будет расти, и он станет лидером среди всех прочих углеводородов, вытесняя нефть и уголь из мирового энергобаланса», – полагает Текслер. :///