Киев теперь ополчился и на “Турецкий поток”

Ujni Potok 1

По мнению главы МИД Украины Павла Климкина, некоторое потепление отношений между Россией и Турцией не ухудшит отношения Киева и Анкары, но вот если все же будет реализован проект “Турецкий поток”, то от этого в проигрыше останется вся Европа, а не только Украина.

Как отмечает Климкин, «Турецкий поток» противоречит как украинским интересам, так и европейским. Почему — Климкин сам толком не знает, но уверен, что противоречит, невнятно намекая, что сегодня Украина — это уже почти Европа, страна якобы приняла европейские правила игры на энергетическом рынке, равно как и взяла на себя некие европейские обязательства.

“Экономическое сотрудничество между Турцией и Россией во многих сферах будет восстановлено. И, по крайней мере, один проект, который сейчас обсуждается, противоречит интересам не только Украины, но и Европы. Это “Турецкий поток”, – цитирует слова Климкина «Интерфакс».

По его мнению, Россия хочет “обойти Украину и создать газовый хаб на территории Турции, который не будет подпадать под европейские правила”, но к ухудшению украинско-турецких отношений это точно не приведет, хотя турецких транзитных денег за газ Украина точно лишится. А в Турцию в настоящее время через Украину идут достаточно существенные объемы “голубого топлива”.

Украина также активно выступает против другого проекта – «Северный поток-2», по которому российский газ предполагается транспортировать в обход территории Украины по дну Балтийского моря, сначала в Германию, а оттуда в другие страны Европы.

Зимой этого года экс-премьер Украины Арсений Яценюк говорил, что Киев даже подал иск в суд в связи с возможным началом строительства «Северного потока-2», заодно попросив Еврокомиссию (ЕК) начать расследование по поводу этого проекта. Украина настаивает, чтобы этот проект был не только пересмотрен или скорректирован, но и вовсе отменен.

Официальный Киев также настаивает на том, что Европа должна использовать уже имеющиеся газовые магистрали именно украинской газотранспортной системы (ГТС), которая якобы еще может долго проработать, обеспечивая прокачку российского «голубого топлива» европейским потребителям. Но это все ерунда, что ей требуется дорогостоящая модернизация: нужны только деньги, причем много денег.

В июне нынешний украинский премьер Владимир Гройсман даже пытался запугать европейцев, посулив им большие проблемы, если Европа не диверсифицирует энергопоставки и будет сильно зависеть от «монопольного поставщика» – России и “Газпрома”, в частности. Но из слов украинского премьера также не очень понятно, почему проект «Северный поток-2», который стремится реализовать Россия в партнерстве с крупнейшими европейскими энергокомпаниями, должен стать большой проблемой для ЕС, ведь украинская газотранспортная система ни коим образом не делает европейские страны более защищенными в энергетическом плане. Скорее наоборот, такой непредсказуемый посредник как Украина рано или поздно вновь создаст для Европы большие проблемы.

Но в вопросе транзита газа все равно, как ни крути, больше политики, чем экономики. Можно долго спорить о политической и экономической целесообразности всех этих проектов. Причем веские аргументы найдутся у всех противоборствующих сторон – у российской в том числе, она, в частности, доказывает, что транспортировка газа в обход Украины с экономической точки зрения оказывается выгоднее в долгосрочной перспективе. Главная головная боль Украины, например, – потеря статуса транзитной страны, который крепко подкреплен материально – ежегодно страна получает неплохой доход в размере примерно 2 млрд долларов за прокачку российского газа.

У Западной Европы головная боль несколько иного рода — постепенно Украина превращается в своего рода чемодан без ручки, который и нести тяжело, но бросить жалко. Но ничего тут не попишешь – “американские друзья” настаивают. И правда же, ведь столько и сил, и денег сгинуло в украинской бездонной ночи, что этот изрядно потрепанный чемодан придется и дальше тащить, пока силы не иссякнут. А не будет у Киева российских денег за транзит, то ситуация в экономике Украины еще больше может усугубиться, уверены некоторые западные политики. Да и набранные кредиты отдавать как-то нужно – ни Европа, ни США благотворительностью не занимаются. Но это всего лишь один небольшой штрих к общему портрету «украинско-европейской любви».

А если все-таки будет реализованы оба проекта — и «Турецкий поток», и «Северный поток-2», то Украина однозначно остается без транзитных газовых потоков. И что ей тогда делать с ее газотранспортной магистралью? Многие эксперты дают совет — утилизировать. Однако на Украине все еще пытаются ее подороже продать европейцам и американцам — авось им пригодится. Но тем ведь прибыль нужна, которой не будет, если остановятся российские газовые потоки в этом направлении. Но поговорить-то ведь можно на эту тему, не правда ли?  :///