СМИ: вздрогнет ли Европа от холода этой зимой?

gaz_peregovory_Rossia-EC-Ukraina

Российско-украинские газовые войны стали уже довольно частым явление в нынешнем веке, а очередной виток напряженности между странами по вопросам закупок и транзита газа — это всего лишь вопрос времени, пишет Эдуард Штайнер на страницах австрийского издания Die Presse, отмечая при этом, что основной спор сторон начинает разгораться, как правило, в середине лета.

По словам автора статьи, в этот период времени Европа, которая зависит от импорта российского газа, начинает содрогаться от ужаса. И нынешний года в этом плане не является исключением, поскольку в августе Украина обвинила «Газпром» в том, что российский газовый холдинг не поддерживает достаточного давления в транзитном газопроводе, который находится на границе с Украиной.

В свою очередь, российская сторона, пишет автор, указывает на то, что Украина не закачивает достаточного количества газа в свои ПХГ, из-за чего, если случится холодная зима, Украина, скорее всего, не сможет выполнить свои обязательства по транзиту российского газа в европейские страны.

Автор статьи задается риторическим вопросом: может ли так произойти, что зимой Европа будет трястись от холода? Но тут же успокаивает читателей расчетами Die Presse, которые говорят о том, что “поводов для паники нет”.

Автор статьи отмечает, что несмотря на то, что через территорию Украины хоть и качается теперь в Европу меньше российского газа, но Украина все еще “продолжает оставаться страной, через которую в Европу проходит большая часть российского газа – если точнее, две пятых российского экспорта газа в страны, не входившие в бывший СССР, или 65 млрд кубометров в год. Но при этом сама Украина, когда-то являвшаяся самым важным клиентом “Газпрома”, в нынешнем году впервые в своей истории не купила в России топливо для своих нужд”.

Правда, автор статьи не утруждает себя ответом на вопрос, откуда реально Украина берет этот самый газ, который поступает в основном по реверсным схемам и фактически является все тем же российским «голубым топливом». Попросту говоря, Европа больше покупает у «Газпрома» газа, а затем «излишки» перепродает Украине, но несколько дороже. Причем резкий спад производства на Украине привел к не менее резкому сокращению импорта газа. В итоге Украина получает более дорогой «европейский газ», а европейские компании на этом хорошо зарабатывают, причем от украинского изрядно подсохшего “газового пирога” кое-что достается и “Газпрому” – даже несмотря на то, что украина с прошлого года не покупает российский газ.

Однако у автора статьи существует свое объяснение, почему Украина вдруг стала «энергонезависимой». В частности, он цитирует слова экс-замглавы правления одной из украинских нефтегазотранспортных компаний, а сегодня президента центра “Стратегия ХХ” Михаила Гончара, который говорит о том, что за безопасность транзита российского газа в Европу отвечают преимущественно два фактора.

“В данном случае необходимо сравнить сумму газа, который нужен Украине для собственных нужд, и транзитных объемов с теми объемами, которые были закачаны в газохранилища летом”, – говорит Гончар, отмечая, что сокращение Украиной собственного потребления, а также объемов транзита, напрямую влияет и на закачку топлива в украинские газохранилища на осенне-зимний период.

Так, например, говорится в публикации, в 2005 году Украине для собственного потребления требовалось 76,4 млрд кубометров «голубого топлива». Российский транзит в Европу составлял еще 121,5 млрд кубометров. Украина качала в свои ПХГ 15,3 млрд кубометров, что давало коэффициент в размере 7,73. Самый маленький коэффициент в 6,8 был зафиксирован в 2011 году, но и тогда не существовало никаких проблем с европейскими поставками. В минувшем же году коэффициент превышал 9. Штайнер отмечает, что критическим можно считать значение коэффициента в 5,8: тогда, в случае наступления холодов ближе к концу зимы, по словам Гончара, в ПХГ Украины не будет достаточно давления.

Пока же, резюмирует автор статьи, европейцы могут спать спокойно, поскольку в 2016 году прогнозируемые объемы для собственных нужд Украины составят 32,1 млрд кубометров газа, объемы транзита – 68 млрд кубометров. Киев намерен держать в ПХГ 8 млрд кубометров газа, причем закачать туда планируется лишь часть из этого объема, так как там остались прошлогодние запасы.

“Эти данные дают коэффициент 8, что означает лишь одно: все находится в пределах нормы. Кроме того, у нас есть еще два месяца на заполнение хранилищ”, – сказал Гончар.  :///