Минфин и Минэнерго – два главных оппонента в вопросе новых принципов налогообложения нефтяной отрасли, похоже, достигли консенсуса. На совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича ведомства договорились о переводе нефтедобывающих предприятий на уплату налога на добавленный доход (НДД). Об этом сообщает “Интерфакс” со ссылкой на своих информаторов в правительстве.
Один из собеседников информагентства рассказал, что министерства даже договорились отказаться от предварительной апробации НДД на нескольких «пилотных» месторождениях и внедрить новую фискальную систему сразу во всей отрасли.
Правда, сам переход на новый налог все же будет постепенным. Нефтяные месторождения будут разбиты на насколько групп, для которых будут применяться разные подходы расчета НДД. Критерии разбивки на группы кабинету министров еще предстоит разработать. В итоге Дворкович поручил бывшим оппонентам Минфину и Минэнерго совместно подготовить новый законопроект о переходе нефтяной отрасли на новый налог.
До этого взгляды двух министерств на фискальную реформу в нефтянке долго расходились, хотя они были солидарны в том, что действующая схема предоставления адресных льгот отдельным проектам стала обременительной и сложной. В прошлом году они предложили противоречивые идеи: Минэнерго – ввести для нефтяных компаний налог на финансовый результат (НФР) вместо НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), Минфин – перевести их на уплату НДД наряду с налогом на добычу (вариант Минфина).
Суть обоих нововведений в некотором снижении фискальной нагрузки на нефтедобычу с целью ее стимулирования. НФР облагаются доходы от реализации сырья за минусом расходов на его добычу и транспортировку до покупателя, а НДД облагается финансовый поток за вычетом капвложений, включая инвестиции предыдущих периодов, расчетных транспортных затрат, НДПИ и экспортных пошлин. Для новых месторождений, которые требуют бóльших инвестиций, НДД предпочтительнее, чем ныне существующая система налогообложения, а НФР – хуже. Напротив, налог на финансовый результат выгоднее применять для серьезно выработанных нефтяных промыслов.
Поначалу идею введения НФР поддерживал Дворкович, курирующий в правительстве ТЭК. Однако затем к минфиновскому НДД стали приглядываться все пристальнее, поскольку в полный рост встала проблема бюджетного дефицита. Ведь нельзя стимулировать добычу основного ресурса в стране ценой сокращения государственных доходов.
В результате Минэнерго переключился на анализ предложения Минфина. Ведомства начали сближать свои позиции по поводу НДД. Ожидалось, что они успеют договориться к 1 мая, однако в последний весенний месяц появилась лишь новая порция поправок Минэнерго.
Выдвигая свои условия, министерство энергетики думало над тем, чтобы сделать уплату НДД выгодной для старых месторождений. Причем обкатывать новый налог ведомство хотело на тех же «пилотных» промыслах, что в прошлом году предлагались для пробного внедрения НФР. В перечне значились проекты «Роснефти», «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза»…
Встречные предложения Минфина свидетельствовали, что пожелания Минэнерго были частично учтены. Финансовое ведомство тогда предложило взимать НДД по ставке 50% (раньше планировалось 70%) с доходов от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 рублей за тонну. НДПИ при цене на нефть 50 долларов за баррель на старом месторождении составил бы 17,5 доллара, или 35% стоимости сырья. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: в первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит 7 долларов при 50-долларовой нефти (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки начнет применяться обычная ставка.
Напомним, в соответствии с проводимым в нефтяной отрасли налоговым маневром с 2015 года постепенно снижаются ставки пошлины на экспорт российской нефти и соразмерно растет НДПИ. В 2017 году по плану пошлина упадет до 30%. В перспективе Минфин хочет ее обнулить – тогда автоматически исчезнут и адресные льготы для ряда месторождений.
Заместитель министра финансов Илья Трунин сегодня подтвердил, что ведомство не собирается менять параметры налогового маневра, как это было перед началом нынешнего года.
“В законе о таможенном тарифе сейчас записано, что пошлина на нефть составит 30% в 2017 году и далее. Мы не выходим сейчас с предложением как-то эту цифру изменить. У нас нет желания сделать ее 42% или 36% на следующий год”, – заявил Трунин.
Замглавы Минфина также обозначил основные проблемы запланированного перевода нефтяной отрасли на НДД.
“Для гринфилдов (новые месторождения – ред.) у нас сейчас уже действует один режим, для браунфилдов (старые месторождения – ред.) – другой. Наша задача – не ухудшить режим для гринфилдов, тот, который сейчас существует, поэтому там параметры немножко другие, но это не значит, что от кого-то бюджет получит меньше, от кого-то – больше. Получит бюджет больше от тех, где будет больше добавленный доход. Вначале бюджет по браунфилдам получит меньше. И это одна из проблем этого налога”, – отметил Трунов.
Теперь Минфину и Минэнерго предстоит подготовить законопроект, в котором подобные проблемы и противоречия будут решены. :///