По мере продвижения переговоров между Брюсселем и Вашингтоном о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) все чаще слышны голоса о кабальных для Европы условиях возможного соглашения. Некоторые эксперты уверены, что Новый Свет стремится навязать Старому свой нефтяной эталон – сорт WTI (West Texas Intermediate). Об этом, в частности, заявил вице-президент независимого международного ценового агентства Argus Media Вячеслав Мищенко в интервью ПРАЙМ.
“Сейчас очень агрессивно развивается экспортная инфраструктура США. Многие участники рынка говорят, что в ближайшие годы в США будет сформирован новый международный центр торговли нефтью, и сорт WTI станет эталонным сортом для Атлантического бассейна, заменив привычный Brent”, – считает Мищенко.
Конечно, перспектива создания TTIP – по сути, самой большой в мире зоны свободной торговли – еще весьма туманна. Летом Франция и Германия открыто заявили, что переговоры о Трансатлантическом партнерстве фактически провалились из-за попыток США продвинуть на европейский рынок запрещенные на нем товары и нежелания Вашингтона идти на компромисс в спорных пунктах соглашения. Однако для смены эталона нефти в Европе и без того наметились серьезные предпосылки.
Brent – основной эталонной сорт для рынков западного полушария – быстро теряет свое значение. Отдача от месторождений нефти в Северном море, основном регионе добычи нефти в Западной Европе, стремительно уменьшается. Данные нефтяного директората Норвегии – крупнейшей западноевропейской нефтяной державы – свидетельствуют: с 2000-го по 2015 год добыча в стране упала в два раза – до 78,5 млн тонн (включая конденсат). Еще более удручающая ситуация сложилась в Великобритании.
“WTI претендует на роль глобального эталона. Рынок североморской смеси, известной нам как Brent, находится в депрессивном состоянии. Физическая добыча падает, в том числе на месторождении Brent”, – говорит Мищенко.
Промысел, давший название европейской эталонной марке нефти, практически истощен. Ведущая на нем добычу Shell еще в прошлом году начала разрабатывать план вывода месторождения из эксплуатации. Поэтому марка Brent теперь – это смесь сортов, добываемых в Северном море, включающая нефть месторождений Forties (Великобритания), Oseberg и Ekofisk (Норвегия). Оттого, скажем, в Argus Media эту смесь называют BFOE.
В других агентствах и компаниях европейскую эталонную нефть продолжают называть Brent. Однако сейчас европейский нефтяной рынок лихорадочно ищет замену североморскому эталону. Американцы тем временем настойчиво продвигают свой сорт WTI.
Если США продавят-таки западнотехасскую нефть в качестве глобального эталона, то повторится ситуация 30-40-х годов ХХ века. Тогда на мировом рынке господствовал картель “Семь сестер”, в который входили американские Exxon, Mobil, Chevron, Gulf, Texaco, британская British Petroleum и англо-голландская Royal Dutch Shell. Эти компании установили очень простую систему ценообразования: стоимость нефти определялась исходя из затрат на добычу в США и транспортировку до потребителя из Мексиканского залива. При этом, «сестрам» было абсолютно все равно, где в действительности осуществлялась добыча и производилась отгрузка. Используя такой принцип ценообразования семь нефтяных гигантов жестко контролировали весь нефтяной рынок.
А почему бы не Urals?
Есть ли альтернатива WTI в качестве нового европейского эталона? Эксперты отвечают на этот вопрос утвердительно, кивая на то, что по объему присутствия на рынке Старого Света на первый план выходит российская марка Urals. Многие международные ценовые агентства уже всерьез рассматривают возможность включения нашей экспортной смеси в “корзину” североморских сортов.
В конце концов, только по системе “Траснефти” из России в страны Европы в 2015 году было направлено 154,2 млн т нефти. Российский сорт экспортируется в Европу по нефтепроводу “Дружба”, а также из балтийских портов Приморск и Усть-Луга и отгружается из Новороссийска. В то же время весь экспорт нефти из США в прошлом месяце едва доходил до 700 тыс баррелей (примерно 95,5 тыс тонн) в сутки, что эквивалентно годовому объему менее 35 млн тонн. Причем половина этой нефти поступает на переработку в соседнюю Канаду и на НПЗ в Карибском регионе. Поэтому влияние американской WTI на рынок Европы в сравнении с российской Urals ничтожно.
Тем не менее вице-президент агентства Argus Media не столь оптимистичен в отношении перспектив Urals.
“Раздавались голоса специалистов о необходимости добавить в [европейскую] «корзину» российский Urals, продажи которого превышают объем североморских сортов. Но по самым разным причинам, в том числе, и по политическим, эта тема снята с повестки дня”, – усказал Мищенко.
Быть может, с ним не согласятся в руководстве Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Уже в октябре здесь планируют начать торги партиями Urals с поставкой на экспорт через российские терминалы на Балтике. Достаточно ли этих мер для утверждения российской марки в качестве нового нефтяного эталона Европы, покажет время. :///