В мировой СПГ-индустрии складывается странная ситуация: признавая на словах необходимость развития сектора плавучих заводов по сжижению газа (Floating LNG), нефтегазовые гиганты совсем не торопятся его развивать.
При этом они продолжают говорить, что у FLNG большое будущее, отмечает информресурс Natural Gas Europe. Но пока что в всем мире удалось достроить и сдать в эксплуатацию лишь один плавучий завод. Это Petronas FLNG Satu, который скоро начнет промышленное производство СПГ на газовом месторождении Саравак в Малайзии.
Остальные же плавучие заводы стоят в доках и достраивают их, мягко говоря, не спеша. Дело здесь не только в нефтяном кризисе, который потянул за собой и цены на природный газ. Настоящая проблема FLNG в том, что и без их мощностей в мире скоро будет слишком много сжиженного газа.
В период с 2016 по 2021 год на рынке появится 145 млн метрических тонн дополнительных объемов СПГ. И это при том, что последние пять лет спрос на СПГ в Азии ежегодно снижался, прежде всего, в Японии и Южной Корее.
А Китай сдался и начал снижать потребление сжиженного газа в прошлом году. И растущее потребление Индии не способно компенсировать падение спроса на СПГ в таких экономически мощных странах.
В результате малайзийский Petronas Satu рискует оказаться своего рода раритетом, во всяком случае, он еще долго будет единственным работающим FLNG в мире. Это неудивительно, если учитывать, насколько сложным и дорогостоящим является строительство таких судов.
Так, например, плавучий завод Royal Dutch Shell под названием Prelude FLNG, который очень медленно достраивается сейчас на южнокорейских верфях, обойдется корпорации почти в 12 млрд долларов. И можно понять, почему Shell некоторое время назад отменила заказ на еще три FLNG, которые должен был построить судостроительный гигант Samsung Heavy Industries.
Более того, в прошлом году один из мировых лидеров СПГ-индустрии, норвежская Höegh, приняла решение вообще отказаться от сектора FLNG и сосредоточить ресурсы и капитал на FSRU – это СПГ-перевозчики с возможностью регазификации. Компания считает, что FSRU-сектор обещает в ближайшем будущем самую высокую в индустрии прибыль на вложенный капитал. :///