“Транснефть” близка сразу к двум победам на тарифном фронте

Transneft_flagi

“Транснефть” должна отойти от принципа закладывания инвестиционной составляющей и дивидендов в свои тарифы. С таким предложением обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) “Роснефть”. Об этом сообщает сегодня газета “Коммерсант“, которая ознакомилась с содержанием письма, направленного президентом нефтяной компании Игорем Сечиным регулирующему органу еще в середине августа.

В письме, по данным издания, содержатся замечания Сечина к подготовленному ФАС проекту постановления правительства, которое определяет цену транспортировки нефти и ее продуктов на 2017 год. Глава “Роснефти” предложил исключить механизм долгосрочных инвестиционных тарифов, за счет чего “Транснефть” строит трубопроводы к объектам российских нефтяных компаний. По мнению Сечина, такими договорами грузоотправителю навязывается обязательство сполна финансировать строительство или модернизацию нефте- и продуктопроводов. При этом часто инвестиции в одни магистрали привлекаются за счет роста платы за прокачку нефти по другим.

Еще “Роснефть” недовольна тем, что в тарифах “Транснефти” учитываются дивиденды. Гарантированность выплат не позволяет оценить эффективность работы нефтетранспортной монополии и лишает ее стимулов сокращать расходы и потери. Как отмечается в письме, “Роснефть”, на которую приходится 39% от общего объема ежегодной прокачки по трубам “Транснефти”, и ряд других клиентов монополии также являются госкомпаниями и платят дивиденды государству. Подобная система расчета транспортного тарифа уменьшает их чистую прибыль и собственные дивиденды.

“Роснефть” в своем обращении к ФАС просила до 16 сентября представить позицию Минэкономразвития. В министерстве «Коммерсанту» пояснили, что для “Транснефти” установлены долгосрочные тарифы на пять лет. Однако в них “нет жесткой привязки к уровню дивидендов”.

Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин подтвердил, что, согласно проекту постановления, учет дивидендов “Транснефти” в тарифе возможен, но не обязателен. Регулятор просто имеет право заложить эту составляющую в плату за прокачку нефти.

В связи с этим сама “Транснефть”, куда ФАС направила запрос по письму “Роснефти”, со спокойной совестью перевела все стрелки на правительство. Именно кабинет министров утверждает тарифы, а сама транспортная монополия никому ничего не навязывает. Система долгосрочных тарифных договоров применяется больше 10 лет и является “наиболее прогрессивной формой удовлетворения потребностей нефтекомпаний в расширении инфраструктуры”.

Что касается включения в тариф дивидендов, то это фактически единственный способ получения средств для выплаты акционерам. Исключение этой нормы из новых правил формирования платы за транспортировку нефти приведет к тому, что государство не получит прибыль от трубопроводов. А доход бюджета от роста прибыли нефтяных компаний при снижении тарифа будет в несколько раз ниже дивидендов монополии, подчеркнули в “Транснефти”.

ФАС может отказаться от регулирования тарифов на прокачку нефтепродуктов

Попутно “Транснефть”, похоже, одержала еще одну победу в борьбе за сохранение высоких тарифов. ФАС провела анализ рынка нефтепродуктов и установила, что транспортная монополия не занимает на нем доминирующего положения. А значит, вполне можно отказаться от регулирования тарифов на прокачку производных нефти.

“Анализ, предварительные результаты которого получены, говорит о том, что доля у компании [“Транснефть”] на уровне 10-15%. Поэтому она не может предопределять ситуацию на рынке. Это дает основания обсуждать вопрос возможного дерегулирования услуг по транспортировке трубопроводным транспортом нефтепродуктов”, – сообщил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин в опубликованном сегодня интервью РИА «Новости».

По словам Голомолзина, ФАС РФ планирует отменить регулирование тарифа на транспортировку нефтепродуктов до 2018 года.

“Все идет также по плану, и мы рассчитываем эти мероприятия реализовать, скорее всего, в течение этого и следующего года”, – сказал замглавы антимонопольной службы.  :///