Недавно Statoil объявил, что сумел пробурить три скважины по цене одной. И произошло это не потому, что некие несчастные буровики работали задаром, а потому, что компания пошла по новому направлению технологического развития — от сложного к простому.
И называется это направление — промышленная стандартизация. Звучит довольно банально, но на самом деле это весьма непростой процесс, требующий огромной работы по разработке и принятию стандартов, касающихся всех элементов оборудования от гайки до целого агрегата.
В настоящее время многие нефтяные компании уже начинают включаться в данный процесс, передает информресурс World Oil. Ведь использование оборудования, все комплектующие которого можно легко заменить, существенно удешевляет бурение и добычу углеводородов.
Не так давно главы некоторых мировых нефтегигантов, таких как Saudi Aramco, BP, Repsol и Statoil, встретились за закрытыми дверьми, чтобы обсудить способы сокращения издержек путем стандартизации оборудования, используемое в геологоразведке и добыче. И это — крутой поворот на пути развития индустрии.
Еще в несколько лет назад главным для производителей нефти была скорость выполнения работ. И учитывая цены выше 100 долларов за баррель, нефтесервис не считался ни с какими расходами, зачастую изготавливая необходимые детали на заказ. Разумеется, эти комплектующие были просто «золотыми».
Теперь уже никто не может себе позволить так швыряться деньгами. Объем затрат и эффективность стали определяющими факторами, потеснив на этом месте быстроту выполнения работ. Потеснив, но не оттеснив на второй план, поскольку издержки очень сильно зависят от времени, которое уходит на бурение.
Теперь конечная цель нефтяников стала комплексной: добиться максимального уровня добычи, используя минимум ресурсов в течение минимального срока работ. «Время – деньги, – говорит Кристин Нергаард Берг, менеджер проектов по стандартизации подводного бурового оборудования в DNVL Gas AS. – Чем раньше вы запустите производство, тем ниже будет стоимость вашего проекта».
Бум стандартизации, который скоро начнется в нефтедобывающей промышленности, будет иметь тот же эффект, что и аналогичный бум в железнодорожной сфере, начавшийся полтора века назад и позволивший покрыть сетью железных дорог практически весь мир.
Нергаард Берг подсчитала, что стандартизация одного только подводного оборудования привела к 30-процентному сокращению времени реализации проекта проекта. На те же 30% понизятся и издержки. Но это в среднем.
Например, три скважины, пробуренные Statоil на участке Snorre, обошлись в общей сложности в 170 млн норвежских крон (21 млн долларов) по сравнению с 490 млн крон, который раньше пришлось бы потратить на такой проект. А в результате нефть, добытая на месторождении платформой Snorre B, обходится всего в 10 долларов за баррель.
В связи с этом Goldman Sachs Group предсказывает новое снижение расходов на нефтесервис, но на сей раз совершенно оправданное. Нефтяную промышленность часто критиковали за отставание в сфере доступных технологий. Теперь ситуация начинает меняться. :///