Конкуренция поможет сдержать рост цен на бензин в России, даже если правительство решится повысить топливные акцизы. Такое мнение высказал на сегодняшней пресс-конференции руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев.
“Акцизы, вы знаете, в последнее время неоднократно повышались. При этом они прямо транслировались в цену [на бензин]. Но из-за того что у нас есть конкуренция на рынке, абсолютный рост соответствующих цен был в пределах инфляции и ниже роста акцизов примерно в два с лишним раза”, – заявил Артемьев.
При этом глава ФАС отказался гадать, будут ли повышены акцизы на бензин и дизельное топливо в 2017 году. Сказал лишь, что вопрос обсуждается в правительстве.
“Я не знаю, будут ли повышены акцизы, но я могу вам сказать, что конкуренция уменьшит увеличение цены. Это опять произойдет, потому что по емкости рынка и развитию конкуренции у нас здесь ситуация хорошая”, – сказал Артемьев.
По его мнению, опыт текущего года показал, что рыночная среда за счет конкуренции и за счет естественных сдерживающих факторов не позволила ценам расти в 100-процентном соответствии с размером увеличения акцизов. Глава ФАС назвал это позитивным фактором, подчеркнув, что сами по себе косвенные налоги на топливо необходимы. Ведь из этих отчислений пополняются дорожные фонды.
Перейдя от частного к общему, Артемьев сообщил, что российские власти в ближайшее время займутся разработкой «национального плана развития конкуренции». По словам главы ФАС, премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал эту инициативу, выдвинутую антимонопольным и рядом других ведомств.
“Председатель правительства, во-первых, распорядился, чтобы все отрасли до марта согласовали с министерством экономики и Федеральной антимонопольной службой свои программы развития конкуренции. А мы позаботимся о том, чтобы это были конкретные параметры, чтобы они были достижимы, измеримы и администрируемы, – отметил Артемьев. – Мы постараемся сделать такие программы по поручению председателя правительства, чтобы от них отписаться было нельзя”.
План развития конкуренции, по словам руководителя ФАС, будет готовиться по аналогии с национальным планом борьбы с коррупцией. Готовый документ ляжет на стол президента.
Напомним, что 1 апреля нынешнего года в России акцизы на бензин повысились на 2 рубля за литр, а на дизельное топливо – на рубль. После этого с каждой тонны автомобильного бензина казна стала получать 10,13 тыс рублей (вместо 7,53 тыс в прошлом году), дизтоплива – 5,29 тыс рублей. На 2017 год изначально было запланировано снижение ставок. Акциз на бензин должен был опуститься до 5,83 тыс рублей за тонну. Однако первоапрельским решением его решено было понизить только до 7,43 тыс, а на дизельное топливо – до 5,09 тыс рублей.
Обострившиеся в прошлом году бюджетные проблемы государства и регионов (куда в основном идут отчисления с акцизов на автомобильное горючее) в 2016-м никуда не делись. Да и в 2017-м они вряд ли разрешатся. Поэтому государство подумывает, не отказаться ли совсем от запланированного снижения топливных акцизов.
В частности, заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин предложил недавно ввести в обиход гибкую ставку косвенного налога. При такой системе акцизы на бензин, по словам чиновника, корректировались бы каждый месяц в зависимости от конъюнктуры рынка. При этом замглавы ФАС полагает, что, если акцизы текущего года сохранятся и в следующем, на цены это мало повлияет.
Вместе с тем в Минфине считают серьезный рост цен на бензин после нового повышения акцизов весьма вероятным. :///