Минфин: вкус бюджетного пирога зависит от акцизов на бензин и приватизации

Siluanov

Российский бюджетный “пирог” стал более диетическим, но в этом есть свои плюсы – у власти появился серьезный стимул сделать его качество лучше. Так образно высказался глава Минфина РФ Антон Силуанов, рассуждая о федеральном бюджете-2017 на Сочинском инвестиционном форуме. На использование такой аллегории министра вдохновило название сегодняшней дискуссии, проходившей на деловом завтраке Сбербанка – “Бюджетный пирог: как его разрезать лучше”.

Бюджет надо “протягивать по одежке”

“Вопрос о пироге – действительно, сейчас пирог стал более диетическим таким. Но это и хорошо, с одной стороны, потому что мы все стимулированы на то, чтобы сделать его качество лучше”, – сказал Силуанов.

Взяв затем серьезный тон, глава Минфина четко обозначил дилемму российской бюджетной политики в нынешних экономических реалиях.

“Что делать? Какая политика – консолидационная или стимулирующая? Вы знаете, она оптимальна на этот период. Что я имею в виду? Если посмотреть за прошедшие несколько лет, три года предположим, с 2013 года по 2015 год у нас увеличился дефицит с 1,2% до 4% консолидированного бюджета. Соответственно, увеличились и расходы ВВП – с 35% до 37%”, – отметил Силуанов.

Минфин в данной ситуации склоняется к первому варианту – политике консолидации бюджета. То есть – к скрупулезной ревизии всех госрасходов и, возможно, к их некоторому сокращению. Без приведения бюджета к реалиям экономического положения страны, по словам главы финансового ведомства, обойтись “абсолютно невозможно”.

“Потому что иначе мы увидим значительный рост дефицита бюджета, разбалансированности, – пояснил Силуанов. – Правильно вы сказали, что 44% доходов формировалось за счет нефтегазового сектора. И когда эти доходы сократились почти на треть, конечно, нам надо и бюджет свой, и свои возможности по одежке протягивать – мы этим сейчас и занимаемся”.

Акцизы на бензин могут подрасти

Об увеличении доходов тоже забывать нельзя. Иначе трудно будет удержать дефицит бюджета в 3-процентной узде. Одна из возможностей увеличить поступления в казну – повысить в 2017 году топливные акцизы.

“У нас акцизы на бензин могут повышаться. Чуть выше [чем запланировано]. Небольшое повышение”, – сказал Силуанов во время подхода к прессе после делового завтрака.

Министр финансов не уточнил масштаб повышения косвенных налогов на топливо. Известно, что по этому поводу в правительстве сейчас ведутся споры. Скажем, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает индексировать акцизы на бензин в 2017 году ежемесячно. Причем, по словам главы ведомства Игоря Артемьева, даже в этом случае серьезного роста цен на горючее удастся избежать. В Минфине, судя по репликам замминистра Игоря Трунина, убеждены в обратном.

Напомним, ставки топливных акцизов 1 апреля 2016 года были повышены до 10,13 тыс рублей с 1 тонны бензина и 5,29 тыс рублей с тонны дизельного топлива. В 2017-м акцизы планировалось снизить до 7,43 тыс и 5,09 тыс рублей соответственно. Однако сейчас власти обсуждают возможность получения дополнительных доходов от нефтегазовой отрасли. Один из вариантов предусматривает увеличение ставок акцизов на бензин и дизтопливо по сравнению с планом на 2017 год.

“Башнефть” нам поможет

Затронул Силуанов сегодня и перспективы исполнения бюджета-2016. В частности, сообщил, что, согласно проекту поправок в главный финансовый документ, бюджетный дефицит в нынешнем году увеличится с плановых 3% до 3,5-3,7% ВВП. Ключевое значение в связи с этим, по словам главы Минфина, приобретает структура будущей приватизации компании “Башнефть”. Ведь в планируемых коррективах учтены возможные поступления от продажи госпакетов акций “Башнефти” и “Роснефти”.

“Если она (приватизация “Башнефти”– ред.).будет структурирована через “Роснефть” и “Роснефтегаз” – это уменьшит дефицит бюджета. Если это будет структурировано как обычная сделка, не связанная с “Роснефтью”, значит, это будет просто источник финансирования дефицита бюджета”, – набросал варианты Силуанов.

Но если учесть, что приватизация «Башнефти» была перенесена правительством на неопределенный срок, осуществление планов Минфина вполне может быть отложено на 2017 год. А значит, и слова Силуанова вполне можно применить к рассуждениям о будущем бюджете, а не о настоящем.

В нынешнем же году министр твердо обещал только одно: объем расходов Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита в 2016-м не превысит 2,1 трлн рублей, которые были запланированы ранее.

Сочувствие от Грефа и Кудрина

Перед Минфином сейчас стоят настолько сложные задачи, что модератор дискуссии на деловом завтраке – глава Сбербанка Герман Греф не удержался от слов сочувствия в адрес Силуанова.

“Сегодня мы говорим о консолидационном типе бюджетной политики и, конечно, можно только посочувствовать министру финансов в этой позиции, – сказал Греф. – Нам предстоит на 1,5 трлн сократить дефицит бюджета с учетом того, что наши фонды будут исчерпаны в следующем году: Фонд национального благосостояния – не полностью, а Резервный фонд будет полностью исчерпан”.

Бывший министр финансов, а ныне глава совета фонда Центра стратегических разработок (ЦСР), Алексей Кудрин тоже пожалел своего преемника.

“Мне, конечно, отчасти жаль Антона Германовича. Дело в том, что ему сложнее значительно, чем было в тот период, когда я был министром финансов, и перед страной стоят более серьезные сейчас задачи”, – сказал Кудрин.

В качестве средства стабилизации бюджета он предложил отсрочить реализацию одного из принятых в 2012 году “майских указов” президента Владимира Путина. А именно того, что касается роста зарплат в бюджетном секторе.

“Я бы сегодня сделал более длительный срок на выполнение этого указа, отложил, чтобы более оптимально выполнять в условиях сжатого бюджета эти обязательства. Эти цели нужно оставить на более долгосрочный период. Но сейчас с учетом того, что у нас экономика пока падала, и у нас рост доходов не будет таким быстрым, нужно наращивать зарплату только в мере наращивания доходов”, – заявил Кудрин.

Экс-глава Минфина подчеркнул, что в том случае, если будет наращиваться стоимость рабочей силы в бюджетной сфере, возникнут перекосы в реальном секторе экономики. Ведь промышленники и аграрии не собираются увеличивать заработную плату столь высокими темпами.  :///