“Роснефть” может сама себя приватизировать – СМИ

Rosneft

В ходе грядущей приватизации “Роснефть” может сама выкупить у госхолдинга “Роснефтегаз” 19,5% своих акций. Такую версию развития событий предложил Фонд “Энергия”, управляемый бывшим главой Минэнерго РФ (2001-2004) Игорем Юсуфовым, пишут сегодня “Ведомости“.

По словам информатора издания, данная схема приватизации крупнейшей в России нефтяной компании выглядит странно. Однако она активно обсуждается, ведь на деле от нее выигрывают все стороны. Если схема будет реализована, бюджет получит от “Роснефти” сразу все запланированные 700 млрд рублей. А потом госкомпания сможет не спеша распродавать 19,5-процентный пакет и еще заработает на этом (в случае роста цен на нефть).

“Бюджету нужны деньги уже сейчас, а быстро найти инвестора на такой пакет не получится – китайцы осторожничают, оглядываются на США, индийцы только купили большие нефтяные активы, их надо переваривать, а европейские инвесторы не купят. У самой же “Роснефти” деньги есть (20 млрд долларов на счетах – аванс от китайцев и выручка от продажи активов), плюс они могут привлечь деньги на рынке”, – приводит аргументы в пользу «самоприватизации» собеседник “Ведомостей”.

Самое интересное, что наверху особых возражений против данного варианта, похоже, не предвидится. Во всяком случае высокопоставленный чиновник, с которым поговорил корреспондент газеты допустил такой исход дела: “Теоретически это возможно, это нормальная практика”.

Эксперты фондового рынка не видят особых препятствий на пути «Роснефти» к такой приватизации. Партнер корпоративной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Антон Панченков отметил, что по закону компания может приобрести на себя не более 10% акций. Однако выкупать бумаги могут и ее “дочки” – тут никаких ограничений нет.

А вот аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук видит в подобном самоопылении компании серьезную угрозу для бюджета. Он считает, что если “Роснефть” выкупит себя у “Роснефтегаза” на заемные средства, это может значительно уменьшить и ее прибыль, и дивиденды, которые так стремится изъять Минфин. Пока у нефтяной компании положительный операционный денежный поток (449 млрд рублей за первое полугодие-2016). За счет этих денег компания реализует инвестпрограмму и платит дивиденды.

Впрочем «Роснефть» может обойтись и собственными средствами, продолжил рассуждать Полищук. По его словам, 22,3 млрд долларов у компании было на счетах в первом полугодии, еще около 4 млрд она может получить от продажи долей в “Ванкорнефти” и “Таас-Юряхе“. До конца года “Роснефти” нужно погасить всего 4,7 млрд долларов долга, так что у нее еще останется более 21 млрд долларов. Короче, риск у такой приватизационной сделки один – а что, если цены на нефть опять резко упадут и останутся низкими?

Отметим, что выдвинувший версию самоприватизации «Роснефти» Фонд «Энергия» пока еще выступает претендентом на покупку госпакета другой приватизируемой нефтяной компании – «Башнефти». Но у него на этом поле мощный конкурент – сама «Роснефть».  :///