Российские компании устали от проблем на украинских нефтепроводах

delotruba

Россия 12 октября прекратила действие одного из соглашений по украинским нефтепродуктопроводам, заявив, что теперь транзит нефти и нефтепродуктов через Украину – это головная боль швейцарской компании, а Москва вроде как «умывает руки», поскольку для нее исполнять прежнее соглашение стало нецелесообразно.

Как считают эксперты, в результате Киев может лишиться дополнительных средств, которые поступают в украинский бюджет, поскольку в течение ближайших нескольких лет РФ и вовсе может прекратить пользоваться украинской территорией для транзита своего углеводородного сырья.

Пока же Россия прекратила действие соглашения, которое было подписано еще в 1995 году: согласно его положениям, две российские трубы, проходящие через украинскую территорию («Самара — Запад» и «Грозный — Армавир — Трудовая»), должны эксплуатироваться структурами компании «Транснефтепродукт» – 100%-й «дочки» «Транснефть».

Ранее, еще в 2014 году, глава «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что компания «кормить эту шпану вдоль трубы» не собирается.

Действительно, Токарев знал, о чем говорил, поскольку история с российскими нефтепроводами на Украине длится уже достаточно долго. Так, еще в 1993 году часть нефтепродуктопровода, которая идет по территории Украины, была признана собственностью РФ, однако позже украинская сторона стала оспаривать этот факт и, не найдя весомых аргументов в пользу своей позиции, Киев решил национализировать трубу. Что в результате и сделал Высший хозяйственный суд Украины, одобрив процедуру.

На что глава «Транснефти» заявил, что «если на Украине решили ее (трубу – ред.) таким незаконным образом забрать, то они ее заберут только в виде металлолома, потому что в ней продукта не будет». По его словам, украинские чиновники почему-то плохо понимают, что, если труба будет забрана, то качать по ней продукт никто не станет — равно как и «платить миллионы долларов компенсации за украденное топливо».

И действительно, «Транснефть» потеряла немалые средства от регулярного воровства — углеводороды попросту воровались на украинском участке трубы. В «Транснефти» ранее заявляли, что за пять последних лет было потеряно 57,9 тыс тонн нефтепродуктов, а сама же российская компания, согласно словам Токарева, ежегодно списывала убытки на 67 миллионов евро, что сделало прокачку через территорию Украины дело крайне ненадежным. Так, например, два года назад дизтопливо «Башнефти» на сумму 2 млрд рублей попросту не дошло до Европы. Компании пришлось списывать убытки.

Но «Транснефть» решила ситуацию с проблемным активом так: продала его швейцарской компании International Trading Partners, которую контролирует гражданин Германии Анатолий Шефер. За сколько и кто стоит за Шефером — коммерческая тайна, но российская Федеральная монопольная служба России и Антимонопольный комитет Украины сделку одобрили.

В результате российскую сторону теперь мало волнует вопрос, кто теперь будет воровать из трубопровода – поэтому и дальнейшее сотрудничество России и Украины в сфере эксплуатации нефтепродуктопроводов стало нецелесообразным. А поскольку прокачка углеводородов по украинскому маршруту для «Транснефти» не принципиальна, объемы уже давно идут минимальные, то российскому предприятию проще избавиться от проблемного актива, приведя договорную базу с фактическим состоянием дел.

Уже сегодня РФ с успехом может поставлять нефть на Запад обходными маршрутами, например, через Белоруссию, с которой совсем недавно удалось все-таки решить нефтегазовый спор. Также Россия может экспортировать нефть и нефтепродукты через порт Приморск, Новороссийский морской торговый порт, терминал в Туапсе.  :///