Нефть из Азербайджана для Белоруссии: целесообразность или политический торг?

%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%ba%d0%b5%d1%80

Белоруссия закупила партию нефти в Азербайджане с доставкой через Украину. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте Одесского морского порта, на прошлой неделе в порт прибыл танкер с 84,7 тонн азербайджанской нефти, предназначенной для Мозырского НПЗ.

В компании «Белнефтехим», которой принадлежит завод, подтвердили, что эта нефть предназначена именно для Мозырского НПЗ. «Беларусь прорабатывает различные варианты поставок нефти в связи с недозагрузкой белорусских НПЗ российским сырьем», – прокомментировала поставку пресс-служба концерна. Пока не понятно – разовая это акция на покрытие текущих нужд или поставки будут носить долгосрочный характер. В белорусской компании это пока не поясняют.

Следует отметить, что второй вариант как нельзя кстати устроил бы Украину. На перевалке и транзите «черного золота» для белорусских НПЗ можно заработать неплохие деньги. Кроме того, в условиях непрекращающейся конфронтации, в том числе в экономике, с Россией, это могло бы принести серьезные политические дивиденды.

Но вот незадача: с учетом плачевного состояния украинских железных дорог, а именно этим транспортом планируется доставлять нефть в Белоруссию, транзит может обойтись не просто дорого, а очень дорого, если, конечно, эта нефть вообще дойдет до пункта назначения. При этом нефтепровод, по которому можно было бы прокачивать «черное золото» на белорусские НПЗ, остается пустым. Так называемой «технической» нефтью его никто не заполнял, да и, судя по всему, никто и не собирается заполнять.

В общем, по мнению большинства экспертов, все сводится к тому, что это разовая поставка. Причем к реальной экономике она имеет мало отношений. Главное здесь – политический торг. На это указывает и то обстоятельство, что президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о танкере, идущем из Азербайджана в Одессу, 7 октября. То есть соответствующий контракт был заключен раньше, в именно в самый разгар спора между Москвой и Минском, который впоследствии, судя по всему, был урегулирован.

Напомним, это уже не первый случай политического торга, к которому прибегает руководство Белоруссии, в попытках принудить РФ предоставить скидки на поставки энергоносителей. В частности, в 2010-2011 годах на белорусские НПЗ было поставлено около 1400 тыс тонн венесуэльской нефти. И никто в Минске тогда не стал считаться с безумными транспортными расходами. :///