2016 год стал судьбоносным для нефтяной отрасли. Впервые за 8 лет Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) договорилась о снижении производства «черного золота» ради стабилизации цен на энергоносители.
На ноябрьской встрече в Вене ОПЕК договорился сократить производство на 1,2 млн баррелей в сутки, ограничив квоту на весь картель до 32,5 млн баррелей. Кроме того, помимо 11 стран-нефтедобытчиков к картелю присоединилась Россия, которая пообещала сократить нефтедобычу на 300 тыс баррелей в сутки.
Как напоминает агентство ТАСС, Россия пыталась наладить взаимодействие с ОПЕК неоднократно с 1990-х, но тогда эти попытки не приносили результата.
В 2008 году, когда цены на нефть обвалились со 150 долларов за баррель до уровня ниже 50 долларов, ОПЕК пришла к выводу, что пора объединить усилия нефтедобывающих стран по сокращению нефтедобычи. Правда, кризис быстро миновал, и необходимость в консолидации усилий быстро отпала.
В 2014 году Россия совместно с Венесуэлой выступала инициатором объединения производителей нефти для возвращения цен на уровень в 100 долларов за баррель. Но объединения усилий нефтепроизводителей не удалось добиться и тогда.
Как отмечают многие эксперты и экономисты, сократить добычу по «щелчку» не каждой стране под силу в связи с техническими особенностями нефтедобычи. Например, российская нефтяная отрасль в силу своих особенностей, в том числе климатических, не является «пластичной».
Курс на снижение нефтедобычи
Осенью 2015 года цены на нефть поползли вниз, серьезно обеспокоив ОПЕК. Картель принял решение привести в соответствие квоту с уровнем реальной добычи – 30 млн баррелей в сутки. Столь невнятная позиция картеля вызвала очередной обвал котировок на рынке «черного золота»: уже в начале января 2016 года стоимость нефти марки Brent снизилась ниже 30 долларов за баррель.
В этот момент всем нефтедобывающим государствам стало понятно: производителям нефти придется объединить усилия по сокращению нефтедобычи. Проблемной для стран-производителей являлась позиция Ирана, который, ссылаясь на длительный санкционный режим, напротив, стремился нарастить добычу. Страна должна восстановить долю рынка, утерянную за годы санкций, заявил Тегеран.
Несмотря на это, нефтедобывающие страны провели переговоры по вопросу заморозки нефтедобычи на определенном уровне. Решение о стабилизации нефтедобычи публично поддержали 15 стран, добывающие 73% нефти в мире, поэтому даже без Ирана это будет эффективно, считают эксперты.
Иран же выразил готовность присоединиться к всеобщим усилиям по стабилизации нефтедобычи, но только тогда, когда уровень производства «черного золота» в стране достигнет досанкционных 4 млн баррелей в сутки.
В апреле мировые нефтепроизводители в составе представителей 18 государств встретились в Дохе, но договориться участникам переговорного процесса так и не удалось. Как сообщалось, камнем преткновения стала позиция Ирана, которая не устроила остальных участников диалога.
“Произошло неожиданное событие и для нас, и для многих других стран, – так комментировал ситуацию глава Минэнерго РФ Александр Новак. – Некоторые страны ОПЕК буквально перед самым началом встречи изменили свою позицию».
Он отметил, что идея заморозки была в том, чтобы сократить срок балансировки спроса и предложения на рынке на 3-6 месяцев, так как февральские договоренности Катара, России, Саудовской Аравии и Венесуэлы показали, что волатильность цены на рынке можно снизить. При этом Россия не скрывала своего намерения присоединиться к планам ОПЕК по заморозке нефтедобычи и утверждала, что для нее это не будет носить критического характера.
Тему неприятных мер по стабилизации цен на энергоносители развил глава РФ Владимир Путин. Российский лидер указал в сентябре, что Россия по-прежнему поддерживает соглашение ОПЕК по ограничению производства «черного золота» и выразил надежду, что и остальные захотят поддержать эту инициативу.
В рамках саммите «Большой двадцатки» в Китае в переговорном процессе произошел прорыв: РФ и Саудовская Аравия неожиданно подписали соглашение о намерениях по стабилизации нефтяного рынка. Котировки нефти на этом фоне «подпрыгнули» сразу более чем на 5%.
В ноябре, в Вене на саммите ОПЕК, членам картеля, наконец, удалось договориться. Страны-нефтедобытчики сошлись на сокращении производства нефти с 1 января 2017 года на 1,2 млн баррелей в сутки. При этом основной удар взяла на себя Саудовская Аравия: Эр-Рияд согласился «урезать» нефтедобычу на 486 тыс баррелей. При этом Иран трогать не стали. В то время как картель сокращает производство, Тегеран, напротив, будет его увеличивать на 90 тыс. баррелей в сутки.
К картелю присоединились и страны, не входящие в картель: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Экваториальная Гвинея, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, республики Судан и Южный Судан.
А чтобы убедить рынок в искренности собственных намерений, ОПЕК создала специальный комитет по контролю за добычей, в который вошли как представители ОПЕК, так и другие нефтедобывающие страны.
Вместе с тем, аналитики, формирующие прогнозы, касающиеся энергорынка на 2017 год, скептичны. По их словам, страны ОПЕК очень часто не выполняют взятых ранее обязательств, поэтому рассчитывать на прозрачное соблюдение договоренностей всеми участниками процесса не стоит.
Экономисты делают осторожные оценки относительно роста цены на «черное золото» в 2017 году, а власти РФ не торопятся менять основные прогнозные параметры бюджета. Каким будет для рынка нефти 2017 год, покажет время. Все зависит от того, насколько честную игру затеяла ОПЕК. :///