Минэкономразвития пообещало рост ВВП на 2% и стабильный бюджет

Орешкин Минэкономразвития

ВВП России вырастет во второй половине 2017 года на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. Такой прогноз дал глава Минэкономразвития Максим Орешкин в опубликованном сегодня интервью “Коммерсанту“.

“Экономика уже растет, в четвертом квартале увеличились и ВВП, и промышленное производство. А во втором полугодии 2017 года ВВП будет расти на 2% год к году и, возможно, даже больше”, – заявил Орешкин.

Повышение устойчивых в течение долгого времени темпов экономического роста, по словам министра, – главная задача экономической политики РФ. Закрепить имеющиеся тенденции развития мешают структурные ограничения в отечественной экономике, считает глава МЭР. Ведомство, по его мнению, должно задавать тон реформам, которые помогут эти ограничения преодолеть.

Напомним, базовый прогноз Минэкономразвития на 2017 год в целом предусматривает прирост экономики на 0,6% к 2016-му. Среднегодовая цена на российскую экспортную нефть Urals при этом установлена на уровне 40 долларов за баррель. Более оптимистичный сценарий “Базовый плюс” предполагает рост ВВП РФ на 1,1% при средней стоимости нефти 48 долларов за баррель. В МЭР уже провозгласили второй вариант более реалистичным.

В целом с этим согласны и в Минфине. В конце декабря министр финансов Антон Силуанов заявил, что прирост ВВП может составить по итогам 2017 года до 1,5%. Согласно прогнозу ЦБ РФ, прирост валового внутреннего продукта в начавшемся году будет не так велик и составит менее 1%.

При этом, по словам главы Минэкономразвития, федеральный бюджет будет устойчив при «базовой» цене нефти в 40 долларов за баррель. Для обеспечения этой стабильности государству даже не придется повышать фискальную нагрузку, убежден министр.

“У нас достигнут большой прогресс – принятый трехлетний бюджет демонстрирует, что государственные финансы при консервативном сценарии на ближайшие три года с нефтью в 40 долларов за баррель будут устойчивы без повышения налоговой нагрузки, – подчеркнул Орешкин. – При текущих 54 долларах к сценарию 40 долларов за баррель бюджет готов”.

Он полагает, что Минэкономразвития не обязано пытаться угадать, как сложится нефтяная конъюнктура. Просто на каждый вариант развития событий необходимо иметь понятный набор действий. В связи с этим стабильная и предсказуемая бюджетная политика особенно важна для бизнеса.

“Бюджет бизнесу важен не сам по себе, а с точки зрения стабильности налогового законодательства. Неустойчивый дефицит сейчас – это всегда риск повышения налогов в будущем”, – отметил Орешкин.

Повысим экономическую определенность!

Глава МЭР уверен, что дополнительное значение должен приобрести сам прогноз социально-экономического развития РФ, который готовит министерство. Из чисто технического документа он должен превратиться в инструмент коммуникации правительства с деловым сообществом и населением России. В прогнозе нужно обязательно пояснять гражданам, сколько те или иные меры воздействия государства на экономику будут прибавлять к росту ВВП и в какие периоды, а также то, на какие еще экономические показатели это будет влиять.

“Прогноз сам по себе – это инструмент управления ожиданиями. И бизнес, и население должны из него узнавать, что правительство, министерства, ЦБ будут делать при разных внешних сценариях, в том числе негативных. Только имея понимание происходящих процессов и доверие к экономическим властям, можно уверенно планировать инвестиции. В противном случае бизнес будет вместо своей основной работы пытаться угадать валютный курс, инфляцию и когда случится следующий кризис”, – убежден Орешкин.

По его мнению, главная задача российских властей – в ближайшее время вернуть экономическую определенность для бизнеса. Именно ее отсутствие сейчас сдерживает прирост инвестиций и расширение производства в масштабе страны. Ведь за последние три года в оценке делового климата в РФ бизнесом увеличилась именно составляющая неопределенности перспектив, что показали результаты двух опросов для предпринимателей, проведенных в январе 2014-го и в декабре 2016-го.

“Мы много слышим о недостатке спроса в экономике, и 53% компаний об этом говорят. Но в январе 2014 года о том же говорил 51% – то есть для бизнеса это постоянная ситуация, ничего не изменилось. <> Вторая история – проблема высоких процентных ставок. 31% компаний говорит об этом как о проблеме, в январе 2014 года о том же говорили 27% компаний – действительно, проблема усугубилась, – рассуждает Орешкин. – А вот самая, по моему мнению, важная строка таблицы – радикальный рост такого показателя, как экономическая неопределенность. Сравнение двух опросов говорит, что это, по сути, единственный фактор, значение которого кардинально выросло с января 2014 года – на 22 пункта, с 33% до 55%”.

Министр особо отметил, что в январе 2014 года, когда проводился первый опрос, цены на нефть были высокими, рубль – крепким, а ключевая ставка ЦБ РФ – низкой. То есть радикально снизилась только оценка экономической определенности, иными словами – стабильности правил игры.

Легальный бизнес надо поощрять

Поэтому в создавшейся ситуации правительству не рекомендуется эти правила резко менять. В частности – реформировать налоговую систему и повышать фискальную нагрузку на бизнес. По мнению главы Минэкономразвития, налоговое бремя, возложенное на легальное предпринимательство в России, напротив, нужно уменьшать.

“Когда говорят, что у нас налоговая нагрузка на бизнес невысока, сравнивая поступления с размером ВВП, забывают, что с учетом значительного теневого сектора нагрузка на бизнес неравномерна и в легальном секторе высока. Особенно это касается налогов на фонд оплаты труда, уплачиваемых предприятиями: ни в одной конкурирующей с нами экономике таких платежей нет”, – подчеркнул Орешкин.

Среди факторов, мешающих стабильному экономическому росту в России, министр назвал демографические проблемы, бедность, низкую инвестиционную активность, ограничения для экспорта. Но особо выделил высокую долю теневой экономики в стране.

“Мне кажется, что сейчас российское государство с точки зрения уровня технологического развития подошло к моменту, когда можно сделать серьезный шаг вперед к росту доли белой экономики и снижению доли теневого сектора, – отметил Орешкин. – Сейчас экономика плавно движется в сторону обеления – этот процесс надо стимулировать, так как он напрямую ведет к ускорению экономического роста”.

Напомним, президент России поручил правительству к 30 мая подготовить комплексный план действий на 2017-2025 годы. В этом документе должны быть предусмотрены “меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019-2020 годов темпов роста экономики РФ, превышающих темпы роста мировой экономики”.  :///