Орешкин ожидает ускоренный рост ВВП РФ, Кудрин с ним не вполне согласен

Орешкин Минэкономразвития

ВВП России может вырасти в 2017 году сильнее чем на запланированные 0,6%. Таким прогнозом поделился глава Минэкономразвития Максим Орешкин, выступая сегодня на Гайдаровском форуме в Москве.

“Официальный прогноз Минэкономразвития на этот год – 0,6% роста. Мы считаем, что рост в 2017 году будет гораздо сильнее, чем эта цифра. Я называл оценки того, что во втором полугодии 2017 года рост превысит 2%, это означает, что уже в первом полугодии он будет выше 1%. Таким образом мы будем выходить на значение, которые выше тех уровней, которые есть в прогнозе”, – подчеркнул Орешкин.

Министр добавил, что экономическое ведомство уточнит свой годовой макроэкономический прогноз уже во втором квартале 2017-го.

С главой Минэкономразвития не вполне согласился другой оратор – глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. По его мнению, ускорение темпов роста российской экономики возможно только при условия проведения структурных реформ. Лишь в этом случае ВВП РФ может вырасти более чем на 3% в 2019 году и на 4% с лишним в 2022-м, а к 2035-му – увеличиться вдвое.

“Мы встали перед проблемой технологического отставания России от мира. Причем это, на мой взгляд, самый серьезный вызов, который перед нами стоит в ближайшие 10-15 лет”, – отметил Кудрин.

Пока же, по его словам, Россия демонстрирует экономический рост даже на более низком уровне, чем был в эпоху застоя в СССР.

“Мы попали в длительную полосу низких темпов, которые не связаны только со снижением цен на нефть или санкциями. Мы должны сказать, что основные проблемы лежат внутри нашей России, и основные – это институциональные и структурные”, – считает Кудрин.

Он перечислил главные препятствия, мешающие стране показывать более высокие темпы роста ВВП. На взгляд Кудрина, это демографические проблемы, недостаток инвестиций, включая проблемы санкций и дистанцирования от мировых финансовых рынков, технологическое отставание, низкие производительность труда и качество государственного управления.

Резервный фонд в 2017-м может быть сохранен

Орешкин отвел место в докладе и менее отдаленным экономическим перспективам России. В частности, по словам главы Минэкономразвития государство может не исчерпать свой Резервный фонд в этом году благодаря относительно высоким мировым ценам на нефть.

“Что касается бюджетной системы, то в этом году с учетом того, что цены на нефть подросли в начале этого года, у нас очень хорошая возможность серьезно сократить использование средств Резервного фонда и сохранить Резервный фонд по итогам этого года”, – заявил Орешкин.

На сей раз министр нашел полную поддержку у еще одного выступавшего на Гайдаровском форуме коллеги. Глава Минфина Антон Силуанов не исключил вероятность сохранения средств в Резервном фонде в 2017 году. В том случае, разумеется, если мировые цены на нефть будут оставаться на уровне 50 долларов за баррель.

“В этом году предусматривается в бюджете использование средств фондов – Резервного фонда и Фонда национального благосостояния – в объеме 1,8 трлн рублей. Объем Резервного фонда на 1 января составляет около 970 млрд рублей, за счет средств ФНБ остается трата примерно 900 млрд рублей. Сможем ли мы сохранить Резервный фонд, если цены на нефть останутся на уровне 50 долларов за баррель? Сможем, потому что объем допдоходов может составить около 1 трлн рублей”, – сказал Силуанов в кулуарах форума.

По словам министра, тратить средства фонда на финансирование бюджетного дефицита правительство планирует начать не раньше марта-апреля. Ведь пока в его распоряжении еще есть остатки с предыдущего года.

Напомним, за 2016 год на покрытие дефицита бюджета из Резервного фонда был потрачено 2,137 трлн рублей. В законе о федеральном бюджете на 2017 год, при среднегодовой цене на российскую нефть Urals в 40 долларов за баррель, предусмотрено расходование последних остатков Резервного фонда и начало трат из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В последнем на 1 января 2017 года находилось 4,359 трлн рублей.

Однако рост мировых цен на нефть, который внушил оптимизм российским министрам, не станет долгосрочной тенденцией. Сам Орешкин в своем выступлении подчеркнул, что соглашение нефтяных держав о сокращении добычи не приведет к повышению цен в более отдаленной перспективе. По словам главы Минэкономразвития, если смотреть на форвардную кривую нефтяных цен, то видно, что краткосрочные поднялись, но долгосрочные-то не выросли.

“Тот избыток предложения, который довлел над нефтяными котировками, особенно в короткой части кривой, снят. Рынок стабилизировался и пришел в устойчивое состояние. Понятно, что такие решения не приводят к росту долгосрочных цен на нефть: они определяются другими факторами. Здесь надо смотреть, как будет развиваться добыча в таких странах, как США и Ливия”, – отметил Орешкин.  :///