WSJ: Ливия – серьезная угроза для реализации соглашения ОПЕК

Ливия

Ливия способна нивелировать положительный эффект от глобального сокращения добычи нефти, под которым подписались государства ОПЕК и ряд других нефтяных держав. Такого мнения придерживаются журналисты The Wall Street Journal (WSJ).

В опубликованной американской деловой газетой статье говорится, что за последние полгода Ливия по-тихому увеличила производство нефти более чем втрое. Это может стать помехой для роста цены на нефть, на которое рассчитывали нефтедобывающие страны, сокращая производство.

Авторы статьи напоминают, что 30 ноября прошлого года государства ОПЕК договорились в первом полугодии 2017-го снизить добычу нефти на 1,164 млн баррелей в сутки (б/с) по сравнению со средним уровнем октября 2016-го. Однако Ливия была выведена за скобки общего сокращения добычи, поскольку измучена идущей с 2011 года гражданской войной. 10 декабря к сделке ОПЕК присоединились 11 не входящих в картель нефтедобывающих стран, которые обязались вместе сократить добычу еще на 558 тыс б/с, в том числе Россия – на 300 тыс б/с.

В результате еще до конца 2016 года мировые цены на нефть подскочили почти на 20%. Но рывок ливийской нефтедобычи может значительно снизить влияние сделки ОПЕК на нефтяной рынок.

За последнее время Национальная нефтяная госкорпорация Ливии (NOC) смогла договориться с повстанцами, блокировавшими ключевые объекты нефтяной инфраструктуры. Это позволило возобновить добычу на ряде крупных месторождений. Как следствие, добыча нефти в стране достигла в начале января 708 тыс б/с – максимального уровня за три последних года. А ведь еще в первой половине 2016-го объем производства нефти в Ливии опускался ниже 200 тыс б/с.

В NOC уже заявили, что в 2017-м Ливия способна нарастить добычу нефти до 900 тыс б/с. Авторы статьи приводят красноречивые цифры: в ноябре, когда государства ОПЕК заключали свою сделку, Ливия извлекала из недр в среднем около 575 тыс б/с. Плановый прирост добычи в глобальном масштабе целиком покроет обещанное Россией сокращение производства нефти. Такой поворот событий может вынудить лидера нефтяного картеля Саудовскую Аравию повысить объемы сокращения производства, чтобы добиться целевых показателей, согласованных ОПЕК.

В качестве эксперта WSJ привлекла начальника отдела стратегии на товарно-сырьевом рынке Saxo Bank Оле Хансена. По его словам, наращивание добычи в Ливии чревато тем, что цены на нефть в ближайшее время так и не достигнут 60 долларов за баррель. Ведь работающие на сырьевом рынке хедж-фонды ждут в первую очередь “медвежьих” сигналов.

Отметим, что до свержения Муаммара Каддафи в 2011-м Ливия, которая обладает крупнейшими запасами нефти в Африке, добывала порядка 1,6 млн б/с. Но возвращение страны на эти рубежи маловероятно. Политическая обстановка по-прежнему нестабильна, малейшее волнение может быстро обнулить все достижения местных нефтедобычтиков. Признанному ООН ливийскому правительству в Триполи, пока не удается де-факто установить контроль над большей частью территории государства.

WSJ отмечает, что в последнее время в Ливии несколько ослабло влияние террористической группировки “Исламское государство” (запрещена в РФ). Тем не менее боевики ИГ, по информации западных спецслужб, все еще не покинули свои базы в пустыне на юге страны. Значительная часть территории остается под контролем ополченцев, а в последние недели напряженность в Триполи и окружающих столицу районах даже усилилась.

И все же эксперты американского издания полагают, что именно Ливия представляет главную угрозу для реализации сделки ОПЕК. Хотя опасность исходит и от других стран картеля. Например – от Нигерии, которая тоже освобождена от необходимости сокращать добычу и увеличила производство нефти в декабре 2016-го на 200 тыс б/с.  :///