Куда “испарились” средства от приватизации госпакета акций “Роснефти”?

Rosneft

Приватизационная сделка — продажа государственного пакета «Роснефти», ставшая крупнейшей в российской истории, – не принесла в РФ зарубежного капитала, поскольку вся поступившая в страну валюта вскоре оказалась вне пределов России. Такой вывод делают аналитики из данных, предоставленных российским Центробанком по платежному балансу за четвертый квартал 2016 года.

В последнем месяце прошлого года, когда все же состоялась громкая и для многих неожиданная приватизации «Роснефти», чистый приток зарубежного капитала в страну составил только 0,7 млрд долларов. Это оказалось в 15 раз меньше той суммы, которую должны были заплатить участники процесса приватизации 19,5% акций госкомпани, – швейцарский сырьевой трейдер Glencore и катарский суверенный фонд. Согласно поступавшей тогда информации, реализация части госпакета акций «Роснефти» должна была принести в бюджет России 10,5 млрд евро.

Причем валютные средства в Россию все же приходили. Так, по статье «прямые иностранные инвестиции», к которой, собственно, и относятся вложения в акции «Роснефти», Центробанк зафиксировал рекордный за 10 лет приток — 15,2 млрд долларов. Но сразу же на ту же сумму — 15,3 млрд долларов — произошел и отток денег в виде инвестиций российских компаний за границу, причем 11,7 млрд долларов (10,5 млрд евро) из них «ушли» по статье «прочие активы».

Эксперты Сбербанк СIB предложили свое видение ситуации: они предполагают, что «последствия состоявшейся в декабре приватизации были нивелированы одновременным приобретением «Роснефтью» иностранных активов», поскольку в конце прошлого года «Роснефть» должна была заплатить 3,8 млрд долларов за нефтеперерабатывающий завод в Индии, 2 млрд — за долю в египетском газовом месторождении. Плюс еще 3,8 млрд долларов требовалось для погашения внешних заимствований.

Еще одно объяснение ситуации, к которому склоняются аналитики Сбербанка CIB, может заключаться в том, что средства на покупку пакета акций «Роснефти» выдал банк ВТБ. Как кредит валюта и ушла из страны — в результате баланс инвестиций оказался нулевым.

Между тем статистические данные по банковскому сектору показывают довольно странную картину, отмечает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин, указывая, что в последнем квартале прошлого года зарубежные активы банков, к коим относятся в том числе и кредиты зарубежным компаниям, как-то неожиданно быстро выросли. Но что довольно странно – до этого весь год они только снижались. Однако заметного увеличения обязательств иностранцев перед российскими банками не случилось, а это может означать следующее – в российские банки средства от продажи акций «Роснефти», вероятно, вообще не поступали, зато из России деньги могли уйти как ссуда, предполагает Надоршин, о чем он и заявил ранее изданию «Ведомости».

Как ранее сообщал Сбербанк СIB, в российский же бюджет деньги перечислил ЦБ. Примерно за неделю до совершения сделки по продаже госпакета акций “Роснефти” Банк РФ вкачал в банковскую систему 650 млрд рублей допкредитов репо – они-то и ушли в российскую казну, если судить по динамике корреспондентских счетов.

«В качестве залога использовались рублевые облигации, возможно, — локальные облигации «Роснефти» (на 600 млрд рублей, которые были выпущены в начале декабря — ред.)», — считают эксперты Алексей Булгаков и Искандер Луцко.

Нужно отметить, что «Роснефть» сама разработала всю схему приватизации и в итоге задача была успешно выполнена. Об этом, в частности, сообщил в конце прошлого года российский премьер Дмитрий Медведев, заявив, что «это была большая работа, они (“Роснефть” – ред.) с этой работой справились и добились хорошего экономического результата».  :///