Национальная иранская газовая компания (NICG) готовит исковое заявление в суд на туркменскую компанию “Туркменгаз”, которая прекратила экспорт газа в Иран, заявил глава NICG Хамидреза Араки.
“Иран в ближайшее время примет правовые меры против “Туркменгаза” за пристановку экспорта газа”, – сказал представителям СМИ Араки, разъяснив при этом, что туркменская сторона объясняет причину остановки экспортных поставок «голубого топлива» в Иран, согласно заключенному контракту, тем, что обнаружила “просчеты в расчетах” за поставленное углеводородное сырье.
По словам Араки, ранее Туркменистан сам отказывался от ведения переговоров, чтобы урегулировать возникший финансовый спор и хочет получить за поставленный ранее газ 1,8 млрд долларов. Однако Иран отказывается платить на тех условиях, который выдвинул Туркменистан.
В ультимативной форме Ашхабад заявил, что приостанавливает поставки газа в Иран. Иранская и туркменская делегации провели ряд встреч по урегулированию возникшего спора. Переговоры проходили в нервозной обстановке и были на грани срыва, однако в результате высшие должностные лица Туркменистана все-таки заявили, что газовый обмен между двумя странами будет продолжаться и дальше.
Несколько лет назад заметно возросла дипломатическая и экономическая активность в отношениях между Ираном и Туркменией. Также Иран еще в 2015 году сделал Туркмении ряд предложений, который оценивались примерно в 30 млрд долларов. В частности, Иран предлагал построить в Туркмении новые электростанции, нефтехимические предприятия и нефте- и газоперерабатывающие заводы и т.д. В 2015 году Иран импортировал из Туркмении природный газ на сумму более в 2 млрд долларов, однако делались заявления, что эта сумма может быть доведена до 5 млрд долларов ежегодно.
В Туркмении были представлены несколько десятков частных иранских компаний, которые участвовали в различных тендерах, касающихся нефтяных и энергетических проектов. Немалая часть иранских предложений правительству Туркмении — это бартерный обмен газа на товары и услуги. :///