Forbes напророчил России энергетически безоблачный 2017 год

Санкции США Россия

Наступивший год Россия проведет успешно в энергетическом и широком внешнеполитическом смысле. Залогом тому служат события, происшедшие на исходе 2016-го и получившие свое плавное и логичное продолжение в начале 2017-го. К такому выводу приходит в своей статье «Почему Россия победит в энергетических и дипломатических играх 2017 года» обозреватель журнала Forbes Ништа Чаг.

Среди важных событий в мировой политике и экономике, которые придали Москве этот победный импульс, журналист выделяет три ключевых.

Японии указали ее место

Первое – итоги декабрьского визита президента Владимира Путина в Японию. Автор статьи напоминает, что этот саммит привел к заключению 60 экономических сделок, 23 из которых касаются энергетических соглашений, подписанных российской госкорпорацией «Роснефть» и конгломератом японских компаний. В числе прочего договорились о строительстве еще одного завода, производящего СПГ, на Сахалине и газопровода, соединяющего российский Дальний Восток с японским островом Хоккайдо. Обеим сторонам эти договоры могут принести миллиарды долларов.

Япония, безусловно, выиграет от импорта энергоносителей из РФ, в том числе сырой нефти и СПГ. Ее близость с Россией позволяет организовать доставку топлива в течение нескольких дней, в отличие от недель, необходимых другим импортерам. Это дает Токио важное преимущество в отношении объемов и цен. Отказ же от дешевых ресурсов может оказать пагубное влияние на четвертую по величине экономику мира, особенно по части энергетической безопасности.

Другое дело, что, по мнению журналиста Forbes, все эти экономические прорывы не стоили России ровным счетом никаких усилий. Проблема спорных четырех южнокурильских островов (по-японски – «северных территорий») так и осталась нерешенной. Хотя японский премьер Синдзо Абэ надеялся хотя бы начать конструктивный диалог и, по возможности, поиски компромиссного решения.

Символичным в этом смысле стал, по мнению автора статьи, даже отказ Путина от преподнесенного ему премьер-министром второго щенка породы акита-ину.

«Путин играет тонко, прощупывая границы дозволенного и наблюдая за реакцией своего коллеги. Он просто пришел и установил свои правила, не взяв на себя обязательств больше, чем необходимо. Но саммит помог России установить шаблон для поведения в 2017 году, установить основные правила в отношении того, чего стоит ожидать от российской стороны», – пишет Чаг.

Подарок Трампа России

Второе событие, значительно улучшившее политико-экономические перспективы РФ в 2017 году, – приход к рулю в США Дональда Трампа. Точнее говоря – назначение им на пост госсекретаря бывшего главы крупнейшей частной нефтяной компании мира ExxonMobil Рекса Тиллерсона. Правда, Тиллерсон еще официально не утвержден на посту главы внешнеполитического ведомства Сенатом, но это лишь вопрос времени.

Тиллерсон хорошо известен своими тесными связями с Путиным и его окружением, рассуждает журналист Forbes. Соединяя этот факт с японской темой, он приходит к выводу, что назначение именно такого нового госсекретаря США дополнительно снижает вес Токио в игре, особенно в качестве потенциального посредника между Вашингтоном и Москвой. Изначально Япония поддержала санкции Запада, введенные против России из-за событий на Украине. Однако сейчас она уже самостоятельно, без оглядки на партнеров, предпринимает попытки улучшить отношения с Москвой, проявляя тем самым, по мнению автора статьи, отчаяние и слабость.

Да и не нужен РФ и США при Тиллерсоне никакой посредник. Поэтому Чаг называет назначение бывшего главы ExxonMobil подарком Трампа России.

Катар – новый союзник Москвы?

Ну, и третий значимый поворот лицом к российской власти, по мнению журналиста, совершил Катар. Суверенный фонд этой страны Qatar Investment Authority (QIA) наряду со швейцарским трейдером Glencore в начале декабря подписали договор покупки 19,5% акций государственной компании «Роснефть». Как признал ее глава Игорь Сечин, это была крупнейшая приватизационная сделка за всю историю России.

Автор статьи эмоционально назвал сделку на 11,3 млрд долларов (по его оценке) «спасательным кругом для российской экономики». Ведь Россия до сих пор толком не оправилась от последствий падения цен на нефть, экономической нестабильности и подогреваемых США санкций. Но дело тут не только в этом.

Главное – возобновившееся взаимодействие между Москвой и Дохой. С одной стороны, оно основано на сотрудничестве в энергетической отрасли: для Катара это отличная возможность усилить контроль над колебаниями рынка нефти. С другой – основа для возможного компромисса с Россией в чисто политической проблеме сирийского урегулирования.

«Некоторые эксперты считают сделку Катара с российской «Роснефтью» показателем прагматизма в его внешней политике. Этот прагматизм, однако, неопровержимо играет в пользу России», – полагает Чаг.

В заключении автор подчеркивает, что победа Трампа уже обозначила возможные положительные изменения в политической и экономической судьбе России. К этому в конце 2016 года добавились крупные энергетические сделки вкупе с негласными политическими кивками из Катара и Японии. В общем, всё говорит за то, что в 2017-м Россия будет играть на мировой арене с позиции силы.  :///