Нефтегазовый спор Москвы и Минска, идущий уже больше года, стал одной из главных тем сегодняшней пресс-конференции президента Белоруссии Александра Лукашенко. Говоря о сокращении поставок российской нефти, он отметил, что Белоруссия способна прожить и без нее. Особенно если платой за нефть будет независимость государства.
“Зачем хвататься за живое? Зачем нас брать за горло? Ну, понятно, что без российской нефти мы обойдемся. Нам будет очень трудно. Ярослав (Романчук, бывший кандидат в президенты и известный либеральный экономист – ред.) скажет, что это нерентабельно, неэффективно. Но свобода, независимость – это очень рентабельно, и это не оценивается никакими деньгами и никакими числами. Это несопоставимо, если на одной чаше независимость, а на другой – российская, иранская, азербайджанская или американская нефть – это несопоставимо. Мы все равно найдем выход. Этого в России, к сожалению, не понимают”, – заявил Лукашенко.
Заодно белорусский лидер уточнил размер недоплаты его страны за российский газ в 2016 году. С этого экономического демарша, собственно, и начался спор. Минск год назад заявил о несправедливости стоимости газа из РФ и в одностороннем порядке стал платить за него по меньшей цене. Россия подождала да и решила начиная с третьего квартала резко сократить поставки западным соседям нефти, которая перерабатывается на белорусских НПЗ. На это Белоруссия отреагировала решением взвинтить стоимость транзита российской нефти в Европу. Плата за транспортировку по трубопроводу «Дружба» в итоге все равно поднялась, однако сильно увеличить ее помешали действующие межгосударственные соглашения.
“Сто семь… не 132 [доллара], а 107 (за тысячу кубометров – ред.), – раскрыл Лукашенко реальный размер платы Белоруссии за российский газ в прошлом году. – А должны были платить 83. И мы приняли решение – в 2016 году платили 107 вместо 83. Они посчитали, что мы не доплатили – если исходить из цены в 132 доллара – 550 млн долларов. Верните нам 550 млн долларов и прочее. И все там зашло в тупик”.
Действительно, хотя из Москвы и Минска периодически доносятся реплики, что, мол, спор разрешен или будет вот-вот улажен, этой сказке еще далеко до развязки. Сейчас из Кремля пошла информация, что нефтегазовая проблема будет вновь обсуждаться на высшем уровне. Владимир Путин посвятит этой теме отдельный разговор с Лукашенко в Москве, возможно даже на следующей неделе, объявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Однако дело в том, что дата заседания Высшего совета Союзного государства России и Белоруссии, на полях которого могли бы побеседовать лидеры, еще не назначена.
Тем не менее Лукашенко сегодня не стал углублять разногласия Минска и Москвы и постарался сгладить углы. Он заверил прессу, что дружит с президентом Путиным, просто действия определенных сил в российском руководстве расходятся с позицией главы государства. Да и нынешнее незначительное обострение возникло из-за того, что в России начали опасаться «ухода Белоруссии на Запад». А так, конечно, русский с белорусом – братья навек.
“Пока я президент, ни один камень в сторону русского человека брошен не будет, – пообещал Лукашенко. – Россия – это святое”. :///