Французский нефтегазовый гигант Total еще не принял окончательного решения по поводу вложения 2 млрд долларов в разработку 11-й фазы крупнейшего в мире месторождения газа Южный Парс. Промысел находится в иранском секторе Персидского залива, и помешать инвестициям в него могут новые санкции США против Ирана, о возможности которых недавно заявил Вашингтон. В случае введения этих ограничений Total откажется от участия в проекте, заявил глава французской компании Патрик Пуянне, передает Reuters.
“Если соблюдается договор по ядерному соглашению с Ираном, то мы заключим контракт на газовый проект. Если санкции будут возобновлены, то мы не сможем работать с Ираном”, – исчерпывающе обрисовал альтернативу Пуянне.
В конце января Иран провел испытание собственной баллистической ракеты, что вызвало болезненную реакцию в Вашингтоне. Президент США Дональд Трамп моментально заявил, что подписанное в январе 2016-го ядерное соглашение с Ираном, которое завершило почти пятилетний период расширенных международных санкций и открыло путь в страну для западных инвестиций, – это “худшая сделка” в истории. А недавно утвержденный на пост госсекретаря Соединенных Штатов Рекс Тиллерсон призвал пересмотреть договор.
Вновь сгущающиеся над Тегераном тучи заставляют Total и другие западные компании медлить с принятием окончательный инвестиционных решений. А ведь Иранская национальная нефтяная компания (NIOC) и франко-китайско-иранский консорциум подписали соглашение о разработке 11-го участка Южного Парса еще в ноябре 2016-го. В состав консорциума вошли Total (ее доля составляет 50,1%), китайская CNPC (30%) и иранская Petropars (19,9%). Подписание контракта между сторонами было намечено на начало нынешнего года.
Запасы газа на Южном Парсе оцениваются в 13,8 трлн кубометров. Иран ведет поэтапное освоение месторождения с конца ХХ века, разделив его на 28 участков (фаз). Общая сумма инвестиций в освоение 11-го участка должна составить 4,8 млрд долларов, добыча первого газа здесь ожидается в 2020 году.
Ирану тоже тревожно за будущее проектов разработки нефтяных и газовых промыслов в стране. Хотя на словах в Тегеране и бодрятся. Так, замминистра нефти по международным и коммерческим вопросам Амир Хоссейн Заманиния на этой неделе заявил, что новые антииранские санкции США сделают плохо только американским компаниям, которые хотели бы вложиться в эти проекты. Нефтегазовым концернам других стран, в том числе западных, эти ограничения не помешают работать на иранской территории.
Как видим, тут не все так однозначно, по крайней мере в отношении Total. Напомним, что французский концерн вошел в список из 29 иностранных компаний, которые NIOC отобрала для участия в разработке иранских месторождений. Помимо него на участие в будущих тендерах претендуют российские “Газпром” и ЛУКОЙЛ, англо- голландская Shell, итальянская Eni, китайская CNPC, малайзийская Petronas…
А прибыль всё растет
Между тем в период низких цен на нефть Total предпочитает придерживаться тактики отказа от рискованных вложений. И практика подтверждает правоту французской компании: уже второй год подряд ее прибыль растет несмотря на неважную рыночную конъюнктуру. Тогда как многие другие отраслевые гиганты подсчитывают потери, а иногда и прямые убытки.
Вот и в 2016 году Total заработала чистыми 6,196 млрд долларов, следует из ее отчета. Прибыль нефтегазового концерна по сравнению с 2015-м увеличилась аж на 22%. А ведь база для расчета не была особо низкой: в позапрошлом году компания тоже нарастила прибыль на 20% до 5,087 млрд долларов.
Отметим, что годовая выручка компании при этом уменьшилась на 9% к 2015-му и составила 149,743 млрд долларов. Значит, дело, действительно, в грамотном решении отказаться от активов с сомнительной или чересчур долгой окупаемостью.
Особенно удачным в финансовом отношении оказался для Total конец прошлого года. По итогам четвертого квартала компания получила 548 млн долларов прибыли, хотя в тот же период 2015-го были зафиксированы убытки. Выручка за октябрь – декабрь 2016-го выросла в сравнении с позапрошлым годом на 12% до 42,275 млрд долларов.
Увеличила Total и объемы добычи нефти и газа. В 2016 году предприятия французской компании извлекали из недр 2,452 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки (бнэ/с). Это на 4,5% больше среднего уровня 2015-го. В четвертом квартале этот показатель был еще выше – 2,462 млн бнэ/с (+4,7%). :///