За энергетической блокадой Донбасса сокрыто большее, чем многим кажется

Насалик Украина

Глава Минэнергоугля Украины Игорь Насалик заявил, что Киев намерен инициировать введение правительством запрета на импорт угля антрацитовой группы из России.

По его словам, никакой уголь из России не должен поступать на территорию Украины.

«Я буду вносить на заседание кабинета министров Украины распоряжение о том, чтобы никакой уголь энергетический не шел с территории России, имеется в виду антрацитовая группа», – сообщил украинский министр.

Ранее украинские высокопоставленные лица заявляли, что из-за блокады Донбасса Украина будет вынуждена покупать антрацит либо в США, что «невыгодно и долго», либо в России, что, очевидно, политически нецелесообразно для нынешних властей Украины.

Накануне глава ДНР Александр Захарченко заявил, что Донбасс в ответ на блокаду со стороны Украины сам объявляет блокаду официальному Киеву, который, максимум через два месяца сам рухнет, если и дальше будет блокировать энергопоставки с территории подконтрольной ЛДНР.

Между тем эксперты указывают, что серьезные риски от этой блокады возникают как для ЛДНР, так и для Украины. Похоже, стороны пошли ва-банк, поскольку за словесной мишурой украинской пропаганды скрываются куда более серьезные намерения ястребов войны — инициировать срыв минских соглашений.

На Украине надеются, что в результате блокады не подконтрольных Киеву территорий Донбасса, в ДНР и ЛНР произойдет масштабная остановка крупнейших предприятий региона, которые до недавнего времени исправно выплачивали налоги в украинский бюджет, что должно вызвать массовые протесты населения, которое «пойдет в резиденции Захарченко и Плотницкого, убьет их и затем (пойдет – ред.) на границу – проситься обратно на Украину», сказал сопредседатель киевского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

По его словам, Киев очень надеется, что в случае введения в Донбассе внешнего управления станет невозможна реализация продукции донбасских предприятий, а Россия не сумеет быстро помочь непризнанным республикам организовать логистические цепочки сбыта этой продукции. Особенно, если учитывать, что украинская металлургия является конкурентом российской на мировом рынке. В результате может произойти очередное обострение военной ситуации на Донбассе, что даст повод Украине выйти из минских соглашений, которые Киевом в настоящее время попросту не могут быть выполнены, обвинив во всем Россию.

Другой негативный для ЛНР и ДНР момент, который возникает в случае введения внешнего управления на донбасских предприятиях, состоит в том, что их владельцы начнут подавать иски в суды, пытаясь доказать, что у них заводы и комбинаты украли. Западные суды, безусловно, станут на их сторону.

«С этой точки зрения куда более предпочтительней выглядят поставки на внутренний российский рынок. Но нужны там донбасский уголь и металл? Вряд ли. В России и так добывают более 300 млн тонн угля. Антрацит, конечно, можно ввозить в Россию, а потом на Украину как российский, но эта схема легко просчитывается. И блокировщики могут заблокировать дорогу и из России, чтобы оттуда не шел уголь. В таком хаосе, как сейчас, такой сценарий тоже исключать нельзя», – пояснил ситуацию Марунич. Однако теперь Киев лоббирует на законодательном уровне запретить поставку угля из РФ, что хорошо вписывается в логику украинских властей, которые, по сути, и организовали энергетическую блокаду Донбасса.

Однако велики риски и для Украины, которая недополучит выручки на сумму более 2 млрд долларов. Также на Украине уже в ближайшее время может остановиться целый ряд предприятий, которые работают на донбасском угле. Их сотрудники будут уволены, что обязательно вызовет новый виток социальной напряженности в украинском обществе. Некоторые экономисты подсчитали, что Украина в результате блокады может потерять 5-7% своего ВВП.

Одним словом, в Донбассе началась новая «большая игра» (в основном сокрытая от взора широкой общественности), результат которой пока вовсе не очевиден. :///