Четыре российские нефтяные компании поддержали согласованный Минэнерго и Минфином финальный вариант проекта введения в отрасли налога на дополнительный доход (НДД). Об этом сегодня сообщил прессе замминистра энергетики Кирилл Молодцов.
Среди тех, кто согласен участвовать в испытаниях нового налога, которые начнутся в 2018 году, он назвал “Газпром нефть“, “Сургутнефтегаз”, ЛУКОЙЛ и “Русснефть”. Последняя из этих компаний в целом согласна пилотировать НДД. «Однако окончательное решение будет принято после завершения комплексного анализа предлагаемых Минфином налоговых условий», подчеркнули в “Русснефти”.
Пока не приняла решения насчет участия в пилотных проектах “Роснефть”. Впрочем, как подчеркнул замглавы Минэнерго, дело это сугубо добровольное.
“Но я считаю, что у нас есть задачи, которые мы должны совместно с “Роснефтью” решить”, – добавил Молодцов.
В феврале он уже заявлял, что заявки на введение НДД на пилотных проектах с объемом добычи нефти суммарно около 7 млн тонн в год подали “Газпром нефть”, ЛУКОЙЛ, “Сургутнефтегаз” и “Русснефть”.
НДД планируют взимать с дохода от продажи нефти за вычетом затрат на добычу и транспортировку. Предельный размер учитываемых издержек ограничен 9500 рублей на тонну. В этом отличие нового налога от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который от финансового результата не зависит.
Инициатором перевода нефтедобывающих предприятий на новый налог изначально был Минфин. Финансовое ведомство настаивало на скорейшем пробном введении НДД на новых месторождениях в Восточной Сибири (с выработанностью менее 5%) и на зрелых промыслах в Западной Сибири, выработанных на 20–80%, где добыча не превышает 15 млн тонн в год. Правда, применение нового налога на старых месторождениях, по расчетам Минфина, лишит бюджет 50–60 млрд рублей. Компенсировать потери ведомство предлагало временным повышением НДПИ для всей отрасли, против чего ополчились сами нефтяники при поддержке Минэнерго.
Кроме того, многие нефтедобытчики выступают против НДД, так как его введение означает отмену льгот на уплату НДПИ. А любые льготы, как ранее выяснили аналитики консалтинговой компании Vygon Consulting, для российской нефтяной отрасли выгоднее, чем полный вычет издержек на освоение месторождения.
В конце января, в частности, стало известно, что «Роснефть» недовольна предложением Минфина перевести на уплату НДД ее крупнейший нефтепромысел – Самотлор. Это зрелое и сильно обводненное месторождение, по мнению компании, скорее нуждается в применении льготной ставки НДПИ. Однако такой вариант никак не устраивает Минфин, поскольку из-за льготного налогообложения Самотлора бюджет может лишиться 60-80 млрд рублей в год. Конфликт интересов сейчас улаживается на правительственном уровне.
Выступая в середине февраля, Молодцов отметил, что ограничение в 15 млн тонн для зрелого промысла, желающего участвовать в пилотном испытании НДД, необязательно. Ведь главная цель проекта – обеспечить прирост добычи нефти благодаря изменению фискального режима. Поэтому оцениваться при рассмотрении заявок будет прежде всего экономический эффект от внедрения НДД, а не исходные показатели месторождений. :///