По мнению еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер, обязательства российского «Газпрома» по предварительному соглашению по урегулированию антимонопольного спора, которое российский газовый холдинг заключил с европейскими антимонопольными регуляторами, помогут обеспечить беспрепятственную подачу газа в Центральную и Восточную Европу по конкурентным ценам, пишет автор статьи в издании Atlantic Council Мартин Владимиров, аналитик софийского Центра исследования демократии, специализирующийся на вопросах европейской энергобезопасности и российской внешней политики.
По словам Вестагер, «Газпром» понял обеспокоенность Европы по поводу конкуренции и поэтому спешит решить проблему в соответствии с правилами Евросоюза.
Но по мнению автора статьи, соглашение между ЕК и «Газпромом» о либерализации европейских газовых пока не позволяет говорить об окончании господства российской компании в регионе.
«В своих заявлениях и обязательствах «Газпром» обещает убрать из своих долгосрочных контрактов положения о пунктах назначения, которые препятствуют реэкспорту излишков импортированного газа, изменить условия ценообразования, приведя их в соответствие со спотовыми ценами в хабах Западной Европы, и согласиться на виртуальные поставки газа по транзитным трубопроводам, где эта компания доминирует. Однако поведение «Газпрома» будет зависеть от политической воли его клиентов и их решимости противостоять ему в момент, когда он как будто утрачивает свое рыночное влияние в Европе из-за усиления конкуренции, роста ликвидности и новых источников поставок», – пишет автор статьи.
Но как считает Владимиров, «Газпром» пошел на этот шаг потому, что видит обострение конкуренции на европейском рынке газа, на который пошли большие объемы сжиженного природного газа (СПГ), – поэтому якобы и «обеспечил себе долю рынка в перспективе за счет строительства «Северного потока-2» и «Турецкого потока».
«Поступая таким образом, российский газовый гигант берет Европу в клещи, отказываясь от газового транзита через Украину. Это поможет ему устранить связанные с транзитом риски, которые вызваны политическими разногласиями между Россией и Украиной», – говорится в статье.
Далее автор задает, очевидно сам себе, риторический вопрос: что в этом плохого?
«Ну, в стратегии «Газпрома» есть много чего такого, что на первый взгляд не очень заметно», – пытается ответить на свой же вопрос Владимиров, указывая, что новые газопроводные проекты «Газпрома» позволят российской компании закрепить свою долю на европейском рынке, на котором, кроме появления больших объемов СПГ, также активно развивается альтернативная энергетика.
«Газпром» постарается не выпускать из своих крепких объятий немецких, итальянских, французских и центральноевропейских клиентов, заключив с ними очередной контракт на десять лет, в котором он может отказаться от привязки цен к нефти, но увеличить объемы поставок. Это довольно ловкий способ компенсировать потери доходов», – возмущается автор статьи, указывая при этом, что выход «Газпрома» на Турцию нецелесообразен с коммерческой точки зрения, если строится всего одна ветка «Турецкого потока».
Однако автор публикации снова не отказывает себе в риторическом вопросе и вопрошает:
«В связи с этим возникает вопрос: почему «Газпром» не сделал этого раньше, год за годом проталкивая безнадежный в коммерческом отношении проект «Южного потока»? Хотя российский президент Владимир Путин утверждал, что во всем виноват Брюссель, Москве было хорошо известно, что «Южный поток» не сдаст нормативный экзамен ЕС. Зачем же тогда он настаивал на строительстве?»
По его мнению, российский газовый холдинг и не намеревался строить «Южный поток», а преследовал другую цель – отговорить страны юго-восточной Европы от поддержки проекта Южного газового коридора. Что, собственно, «Газпрому» и удалось сделать, говорится в статье.
«Большая часть проектов строительства хранилищ, мощностей СПГ и соединительных трубопроводов в регионе застопорилась, а рынок почти полностью закрыт, так как по спотовым ценам в регионе продают всего 5% газа. Когда стало ясно, что ЕС не разрешит строить «Южный поток», «Газпром» просто обратился с предложением к Турции», – уверен Владимиров.
А вот строительство «Северного потока-2» и «Турецкого потока» – это другое дело, считает Владимиров, указывая на то, что от реализации этих проектов финансово выиграют некоторые российские олигархи, тесно связанные с Кремлем, получившие выгодные контракты на миллиарды долларов.
«Когда в России в 2017 году будет завершено строительство Южного коридора от компрессорной станции «Починки» до станции «Русская» на Черном море, его пропускная способность будет равна 63 млрд кубометров в год, а стоимость составит от четырех до 17 млрд долларов. Общая сумма инвестиций в обеспечивающую «Северный» и «Турецкий поток» российскую внутреннюю газопроводную систему оценивается в 70 млрд долларов. Эти расходы невозможно будет оправдать, если «Газпром» не подсоединится к газовой системе Европы», – отмечает автор статьи.
Также, по его мнению, стремления России поставлять газ в Китай в результате окажутся несбыточной мечтой, поскольку Китай так и не взял на себя никаких конкретных обязательств, но зато давит на Москву, добиваясь от нее значительных скидок на газ. «Китайцы прекрасно понимают, что Москва нуждается в них гораздо больше, чем они в ней. Дело в том, что у Китая богатый выбор. К 2020 году он хочет закупать 65 млрд кубометров в год у Туркменистана, а экспортеры СПГ уже несколько лет дерутся между собой за лакомый кусок китайского рынка», – пишет Владимиров. :///