Прирост запасов нефти и газа в России по итогам нынешнего года должен составить 600 млн тонн. Такой прогноз дал глава Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) Евгений Киселев в интервью ТАСС.
Руководитель ведомства отметил, что в последние годы уровень пополнения ресурсной базы углеводородов в стране всегда превышал объемы исчерпания запасов. Он надеется, что и в 2017 году эта традиция нарушена не будет.
На оптимистичный лад Роснедра настраивает статистика, свидетельствующая о росте инвестиций в отечественную геологоразведку. В текущем году, по прогнозу, их объем в целом превысит прошлогодний на 7,3%. В частности, вложения российских компаний в геологоразведку нефтегазовых промыслов ожидаются на уровне 320 млрд рублей.
Глава Минприроды Сергей Донской ранее предоставил ТАСС выборочный расклад по отдельным компаниям. По его словам, «Газпром» в 2017 году планирует затратить на геологоразведочные работы (ГРР) на шельфе 37,8 млрд рублей, “Роснефть” – 43 млрд рублей.
По итогам прошлого года, рассказал Донской, объем инвестиций в геологоразведку 10 крупнейших российских нефтегазовых компаний составил 232,5 млрд рублей. 90% из них, или около 211 млрд рублей, пришлись на четыре крупнейшие компании. Так, “Роснефть” (включая “Башнефть”) инвестировала в ГРР 81 млрд рублей, “Газпром” – 75 млрд, ЛУКОЙЛ – 39 млрд, “Сургутнефтегаз” – 17 млрд. Всего по итогам 2016-го недропользователи открыли 40 месторождений углеводородного сырья.
Вместе с тем глава Роснедр отметил сокращение государственного финансирования геологоразведки. В 2017 году из федерального бюджета на ГРР будет направлено всего 27 млрд рублей. По словам чиновника, это через некоторое время отразится на объемах и темпах воспроизводства сырьевой базы.
“Вложение государством средств в ранние, рискованные стадии важен в том числе и для компаний, которые зайдут на эти площади. <…> Если это (снижение госфинансирования – ред.) повлияет на количество перспективных площадей, это в последующем отразится на эффективности производства, потому что начнется использование “метода дикой кошки”. Правда, сейчас появление заявительного принципа, благодаря которому появилось несколько поисковых лицензий, оно в какой-то мере эту ситуацию сдерживает. Посмотрим, как будет баланс развиваться, нам хотелось бы дождаться результатов первых поисковых движений”, – сказал Киселев.
Выдача лицензий на шельф приостановлена по делу
Вместе с тем Роснедра считают обоснованным введенный мораторий на выдачу лицензий на освоение российского шельфа. Снимать этот временный запрет ведомство в ближайшей перспективе не планирует. Для развития нефтегазовой ресурсной базы действующих лицензий хватает.
“У нас достаточно работ, достаточно площадей, чтобы компании могли развивать сырьевую базу. Компании на шельфе свои лицензионные обязательства не то что выполняют – они их значительно перевыполняют. И объемы работ, предусмотренные лицензионными условиями, превышаются почти в два раза”, – заявил Киселев.
По его мнению, уже выданы лицензии на все шельфовые участки недр, где точно есть значительные ресурсы углеводородов.
“Здесь во всей красе, в первую очередь, выдвигаются вопросы развития отработки технологий, изучения этих площадей. Зачем перегружать лицензионный фонд? Мы не имеем еще достаточных запасов на шельфе, не имеем технологии разведки, добычи в тяжелых условиях. Я не вижу никакой надобности этот мораторий снимать, и правительство в этом плане действует абсолютно разумно”, – подчеркнул Киселев.
Глава Роснедр также акцентировал внимание на проблеме использования отечественных технологий для ГРР на шельфе. Тем более что сейчас невозможно применять оборудование тех стран, которые ввели санкции против России, в процессе освоения нефтяных залежей в арктических морях. По мнению руководителя ведомства, отечественной техники для геологоразведки на шельфе в текущем объеме вполне достаточно.
“Мы сейчас включаем условия приоритетности использования российских технологий, российских судов. А с учетом законов, разрабатываемых сейчас Минпромторгом, нужно будет работать на судах, соответствующих российским требованиям или построенным на российских технологиях, – рассказал Киселев. – Мы не собираемся нарушать нормы ВТО, но четко пишем, что при всех равных условиях используются российские технологии, привлекаются российские подрядчики”. :///